Отношение к детям во все времена зависело от условий жизни народа, социально-экономического устройства государства, существования в нём системы социальной защиты и ценностей, которых придерживалось общество. Оно и сейчас подвергается переосмыслению.
На Руси, где с древнейших времён существовало оседлое земледельческое общество, семьи были, в основном, многодетными. Именно в семье закладывались обычаи ухода за ребёнком. Отношение к больному ребёнку зависело от его пола, достатка семьи, количества детей, обычаев конкретной местности. Даже время года сказывалось на уходе за больным, ведь в это время в хозяйстве всегда не хватало рук. Положение детей в дохристианский период было бесправным - отцовская власть над несовершеннолетними - не достигшими 15 лет, была полной. Карамзин писал, что всякая мать имела право умертвить новорождённую дочь, когда семейство было многочисленно, но обязана была сохранить жизнь сыну, рождённому служить отечеству. У родителей было право отдавать детей в рабство и услужение.
С приходом христианства жизнь детей оказалась под защитой церкви. Это однако не отменило тайного детоубийства, подкидывания, или продажи обременяющих семью детей в голодные годы. Разве что на мать могли наложить епитимью.
Эмоциональное отношение к детям в те времена было исключительно сдержанным: детей в семьях было много, а детская смертность была очень высока. Холодность к детям была способом психологической защиты. Большой семье, где работа находилась каждому, проще было выживать. Бездетные семьи вызывали осуждение окружающих. Отсутствие детей было большим горем для семьи. Детей считали Божьей благодатью. Родители по-прежнему легко распоряжались их свободой: могли отдать в монастырь, в кабальное холопство, в рабство, в услужение любого рода.
Ребёнок 1-3 лет - младень, дитё, робя, отплодь, малехонный (маленький). Обряд пострига совершался от года до 3-5 года жизни, тогда ребёнок из бесполого существа превращался в мальчика или девочку.
Важным этапом было вхождение ребёнка в трудовую деятельность семьи. Это тоже оформлялось специальным ритуалом в возрасте 3-7 лет. Например, девочка впервые сплетала нить, её наматывали на кусочек кудели, сжигали, а золу ребёнок должен был съесть.
Следующим этапом считалось достижение ребёнком церковно-брачного совершеннолетия, то есть возраста 12-15 лет.
В семьях, конечно, отдавали предпочтение рождению мальчиков, которые становились работниками и имели привести в семью ещё одни рабочие руки. девочки из семьи уходили и уносили приданое, которое не каждой семье было по средствам.
В XI веке, при Ярославе Мудром была сделана попытка защитить имущественные права детей - право на наследование. Принятие христианство заставило задуматься о разделении детей на законных и незаконнорожденных. Права последних существенно ущемлялись. Положение незаконнорождённого считалось позорным. Матери старались избавиться от таких детей. Их даже особенно не наказывали: матери предписывалось покаяние и заключение в церковном доме.
В Древней Руси к калекам и убогим чаще всего относились с состраданием. Исключая времена тяжёлых бедствий, когда количество нищих и калек резко возрастало, а семейные отношения рушились.
Церкви, с самого начала её существования на Руси, вменялось в обязанность заботиться о таких людях, детях, в том числе. В начале XII века киевский князь Владимир Мономах в поучении своим детям наставлял: "Всего паче убогих не забывайте, но елико могуше по силе кормите о подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным погубить человека".
С XVI века людей с отклонениями в развитии предписано содержать в монастырях, «дабы те не были пугалом для здоровых". "Глухих, слепых, немых, пьяниц и глупых" старались изолировать от общества, считали недееспособными и лишали имущественных прав. В те же времена стали появляться больницы и богадельни, открываемые государством. Оставить больного без присмотра считалось грехом, но сам уход за ним зависел от многих обстоятельств.
"Домострой" и "Стоглав" в XVI веке закрепили бесправное положение ребёнка внутри семьи: беспрекословное подчинение родителям, возможность телесных наказаний: "бо бья его по телу, душу его избавишь от смерти". В те времена исходили из религиозных представлений об изначальной греховности человека, которую полагалось истребить, подчинив ребёнка воле родителей: "Любите отца своего и матерь свою и послушаите их, и старость их чтите, и немощ их и скорбь всякую от всея душа понесете на своеи выи, и благо вам будет, и долголетнии будете на земли". В обществе была сильна нетерпимость к людям, "нарушившим сыновний долг". Законы были на стороне родителей, имеющих возможность лишить ребёнка наследства. Таким образом добивались рабской покорности. Детям запрещалось жаловаться на родителей. За убийство ребёнка полагалось годовое тюремное заключение, а за убийством ребёнком родителя следовала казнь. Домострой предписывал быть с ребёнком как можно строже, запрещал даже играть с ним и смеяться, однако запрещал "небрежение". Ещё для русской традиции было характерно невмешательство взрослых в детский быт. Им было предоставлено собственное место для игр (обычно, полати), свобода общения. Благодаря этому их социализация проходила успешно.
Стоглав определял минимальный брачный возраст: для девушек - 12 лет, для парней - 15 лет. Но известны случаи, когда родители женили своих 8-9 летних сыновей на взрослых женщинах, лишь бы получить ещё одни рабочие руки. На церковный брак требовалось согласие родителей, для крепостных - согласие хозяев, то есть решение при выборе супруга принималось не детьми.
В 1714 году Пётр I своим указом "О порядке наследования" ввёл меру, призванную искоренить ранние браки. Повышен минимальный возраст для вступления в брак: для женщин — 17 лет, для мужчин — 20 лет. А указом от 15 апреля 1717 года запретил продажу детей врозь, разрешив продавать крестьян только целыми семьями. Однако за родителями осталось право отдавать детей внаём (на срок до пяти лет) и подвергать детей наказаниям.
Пётр I задумался об увеличении численности населения и озаботился участью незаконорождённых детей идетей-сирот. Появились несколько видов назначения опекунов: по завещанию родителей, в соответствии с законом и по распоряжению властей. То есть впервые у самой уязвимой группы населения появилась правовая защита.
Пётр предписывает создание по всем губерниям «шпиталетов для самых увечных, зело престарелых, также прием незазрительный и прокормление младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру новгородского архиерея». (Митрополит Иов первым в 1706 году основал при монастыре "сиропитательницу" - приют для "найдёнышков"). Госпитали Пётр решил создавать "при церквах, где пристойно". Финансироваться учреждения должны были из губернских средств, частных пожертвований и за счёт монастырей. Младенцам полагалось "по 3 деньги каждому в день", а женщинам, ухаживающим за ними - "по 3 рубли в год и полуосьмина хлеба в месяц".
Незаконнорожденные младенцы должны были содержаться в избах в солдатских слободах. Детей принимали тайно, поэтому это давало возможность принимать и законных младенцев. Ухаживать за детьми должны были старые одинокие женщины и вдовы. Им назначалось особое содержание. Для питания детей рекомендовалось приобрести коров.
В Уставе воинском от 1715 года говорилось: "Ежели холостой человек пребудет с девкою, и она от него родит, то оный для содержания матери и младенца, по состоянию его, и платы нечто имеет дать, и сверх того тюрьмою и церковным покаянием имеет быть наказан, разве что он потом на ней женится, и возьмет ее за сущую жену, и в таком случае их не штрафовать".
Ряд указов был направлен против явления нищенства, которое способствовало росту бездомных детей, просящих милостыню. Реформы Петра были новаторскими для своего времени и столкнулись с большими трудностями, но проложили дорогу к современным преобразованиям в правовой защите подрастающего поколения.
(фото взято из открытых источников)