Шея и плечи
Добрый день, уважаемые читатели и любители лошадей! Что такое эффектная рысь? Это когда лошадь двигается прибавленной рысью и свободно и непринужденно работает плечами. У любой лошади особенно ценится свобода плеч. Высокое, широкое, с хорошим захватом пространства и легкое движение плеч достигается правильно поднятой шеей лошади. Высокий выход шеи лошади может быть дан от природы или достигается постепенной планомерной работой. Но как связаны шея и свободный вынос плеч между собой?
Дело в том, что к шейному отделу позвоночника прикрепляются мышцы, отвечающие за вынос плеч, и, чем выше и несколько сзади расположены их точки прикрепления, тем сильнее и эффектнее эти мышцы будут нести вес тела. Часто высокий выброс передних ног можно наблюдать у лошадей, работающих через роллкур. В этом положении мышцы, отвечающие за вынос плеч, «перекачиваются», и лошадь на прибавленной рыси резко кидает передние ноги, при этом спина прогибается и отставляются задние. Так достигается эффектная рысь. Не длительным развитием физических данных лошади, а путем использования дополнительных средств. Многие всадники считают, что свободный вынос плеча зависит от лопаток или передних конечностей. Это ошибочное представление, потому как все зависит от задней части корпуса лошади, в свою очередь от нее зависит надежный и правильный упор, а, следовательно, и высокий постав шеи.
В конце статьи предлагаю вашему вниманию три наглядных видео. Думаю, что вам не составит особого труда разобраться в правильности исполнения элементов.
Только благодаря сильной и хорошо развитой задней части корпуса передняя часть может стать легкой и свободной. Ширина, амплитуда захвата плеч зависит от способности зада нести дополнительный вес. То есть, чем задняя часть корпуса лошади больше может принять вес, тем меньше приходится нести веса передним ногам, тем их движения будут совершеннее. Наверняка, многие любители выездки считают пассаж наиболее трудным элементом, этаким апофеозом всей подготовки выездковой лошади. Но это не так. Прибавленная рысь превосходит пассаж по сложности исполнения. При выполнении настоящей прибавленной рыси лошадь должна оставаться в равновесии на бедрах, при этом показывая значительную амплитуду захвата пространства. Другими словами, прибавленная рысь является производной «школьного» пассажа. Для движения прибавленной рысью лошадь задействует два сустава – плеча и пясти, они «работают» синхронно, тогда как при исполнении пассажа задействуется только плечо.
Нюанс в работе всадника с плечами лошади: рука воздействует на плечо только при низком ее положении. Ни у одного всадника советского времени мы не увидим высоко поставленных рук и жестких кистей, их руки как бы лишь касаются поводьев. Но в наше время можно часто видеть высокий постав рук всадника, при таком положении прерывается контакт с плечами и приводит лишь к грубому воздействию на рот животного. При этом происходит и нарушение равновесия всадника, всадник начинает держаться за рот лошади. А мы знаем, что поводья являются связующим звеном между рукой и ртом. Сильное натяжение поводьев провоцирует давление железа на беззубый край слизистой рта и язык, распространяет это воздействие на весь ряд позвонков, вплоть до последнего сустава задних ног. Таким образом, лошадь учится уходить от правильного упора в железо, учится принимать неправильные постановления; либо приобретает так называемый мертвый рот: начинает использовать руку всадника как опору для передней части корпуса. Оба порока являются прямым следствием грубой и жесткой руки всадника.
Что раньше: пассаж или прибавленная рысь?
В старые времена мастера не начинали работать галоп под седлом на лошади, если она не умела пиаффировать и пассажировать. И это считалось оправданным среди знатоков выездки лошадей, так как и пиаффе, и пассаж являются производными рыси. А вот галоп является высшим по сложности исполнения аллюром относительно рыси. В наше время многие всадники считают, что молодой лошади рано выполнять пассаж в силу слабости суставов и связок. Сейчас спортсмены гонятся за рослыми лошадьми, и заводчики, естественно, стараются удовлетворить их желания. А высокие лошади оказываются рыхлее по конституции, тяжелее, позднее формируются, и, конечно, связки и суставы не успевают за их ростом. Так когда же можно начинать работу над пассажем и пиаффе? Когда лошадь научится сгибать обе задние ноги под воздействием переноса веса назад, когда лошадь приходит в горизонтальное равновесие, когда лошадь может двигаться уже не «на переду», а может нести себя и всадника.
Лучше начинать обучение в руках и на вожжах, тогда лошади проще найти самой равновесие и ритм. А в старые времена обучение верховой езде начиналось с урока пиаффе в пилярах без повода. Главным качеством всадника считалось его умение попадать в равновесие лошади, не мешая выполнению элемента. Обучать лошадь можно сначала пиаффе или сначала пассажу, особой роли не играет. Однако обучение имеет как недостатки, так и преимущества. Лошади, выученные сначала пассажу, показывают, как правило, высокий «торжественный» аллюр. Но при сокращении его с целью перейти в пиаффе, часто лошади начинают двигаться сорочьими прыжками, то есть происходит нарушение ритма движения задних ног. Такие лошади чаще показывают пассаж на месте, чем правильное исполнение пиаффе, и легко выполняют переход обратно к пассажу вперед. Пассаж на месте не требует сильного сгибания задних ног. Когда лошадей учат сначала пиаффе, то они лучше сохраняют ритм движения, но им труднее развить движение вперед.
Далеко не все лошади выполняют одинаково и пассаж, и пиаффе. Лошади, как правило, имеют определенный физический тип, в котором им легче выполнить тот или иной элемент. Например, лошади с легким крупом, показывающие высокий, каретный ход, быстро обучаются пассажу. Лошадей с крупом, который склонен больше «толкать» вперед, нежели подниматься вертикально, целесообразно начинать обучать пиаффе. Самой сложной частью работы является обучение перехода от пассажа к пиаффе, и обратно. На начальном этапе обучения не стоит заставлять лошадь выполнять высокий аллюр, а значительное внимание необходимо уделять плавности переходов.
Идеально плавно выполненный переход придает работе настоящую артистическую ценность и всегда будет высоко оценен судьями и зрителями. С пассажем и пиаффе необходимо проводить одновременную работу, несмотря на то, что лошадь более склонна к одному элементу, чем к другому. И только после удовлетворительного усвоения пассажа можно приступать к обучению лошади прибавленной рыси, которая является более сложным аллюром. Настоящая прибавленная рысь должна начинаться от плеча с последующим распрямлением и выносом всей ноги, и исполняться должна рысь «на заду».
Правильно выполненный и красивый аллюр лошади сможет отличить и неискушенный зритель, потому что в основе настоящей Высшей школы верховой езды заложены знания биомеханики и анатомии.
Спасибо большое за внимание, уважаемые читатели! А для вас и вашей лошади выполнение пассажа или пиаффе составляет определенные трудности?