Столпами русского рока считают по какому-то недоразумению группы «Кино», «Алиса» и, наверное «Наутилус Помпилиус». Тут можно конечно вспомнить и «Аквариум» и «Звуки Му», да, в конце концов «Гражданскую Оборону». Однако, на мой взгляд, именно фундамент всего русского рока заложила такая группа как «Зоопарк». И если уж кого-то считать первой звездой нашей рок музыки то именно Майка Науменко.
Естественно у него не было каких-то шикарных лимузинов как у западных звёзд, не мог он похвастаться и собственным самолётом. Но дело в том, что успешность творца в Советском Союзе измерялась в других категориях. И не факт, что эти категории были хуже. Вообще мыслить применительно к истории всеми этими «Хуже/лучше» некорректно. Всего чего мог добиться музыкант в СССР Майк умудрился добиться. При этом, не изменяя себе и занимаясь всю жизнь исключительно тем, чем ему хотелось.
Родившись в интеллигентной семье, Михаил с детства увлёкся музыкой. Учась в английской спецшколе, он и сочинял свои первые песни на английском языке. И, на мой взгляд, это очень любопытный штрих. Сегодня, когда кто-то берёт в руки гитару и начинает играть рок музыку, такое редко, но всё же ещё случается, так вот такой человек имеет перед собой некие ориентиры. Сейчас наша рок музыка уже насчитывает несколько десятилетий собственной истории. Во времена, когда будущий лидер группы «Зоопарк» начинал играть, никаких ориентиров не существовало. По сути, Майк и был одним из тех, кто закладывал фундамент русского рока. И во многом он определил то, как должен звучать нормальный рок, исполненный на русском языке.
Я прекрасно понимаю, что сегодня записи группы «Зоопарк» могут показаться в чём-то наивными, их звучание какое-то сырое и словно недоделанное. Но для своей эпохи это точно была группа номер один. И естественно я понимаю, что Майк какие-то вещи копировал с запада, но отрицать тот факт, что он внёс в них нечто своё тоже нельзя. Самое же забавное, на мой взгляд, заключается в том, что он никогда даже не пытался заигрывать с политикой. Это к концу 80-х рок станет в обязательном порядке ассоциироваться с политикой, но Майк-то играл рок-н-ролл, где ей места не было.
Странно, но мне неоднократно приходилось читать о том, что Майк так и не добился такого успеха, которого заслуживал. Я глубоко убеждён, что это не так. Задача музыканта выступать перед публикой. И я никак не могу сказать, что с концертами у его группы были плохи дела. Достаточно хотя бы немного почитать информации, и станет понятно, что на сцене Майк бывал достаточно часто. Казань, Владивосток, Ростов на Дону, Рига. В какой-то момент группу «Зоопарк» вообще называли самой часто выступающей группой страны. Бесконечные перелеты и переезды были для них нормой. Никакой Цой или Гребенщиков о таком даже и мечтать не могли.
Перемены наступили под конец 80-х. Началась эпоха купли и продажи, а для Майка это было неприемлемо. Накладывались здесь и какие-то его внутренние противоречия. По воспоминаниям очевидцев он хоть и продолжал выступать, но словно потерял интерес к творчеству. Всё реже что-то сочинял и ещё реже пытался записать. Рискну предположить, что в том новом формате страны Майк попросту себя не видел. И не исключено, что отчасти здесь мог сказываться возраст. Он был старше и Кинчева и Цоя и остальных героев Ленинградского рок клуба, которые в конце 80-х зазвучали по всей стране. Единственное исключение это Борис Гребенщиков. Но Гребенщиков никогда и не пользовался какой-то огромной популярностью. Да и как показала история он, и встраиваться умеет в любые реалии.
Майку же места в новой России не находилось. В ту пору на былые заслуги ещё было не принято смотреть, а в 90-е так вообще придёт поколение, которое захочет смести все предыдущие ценности. Впрочем, Майк до этих времён и не дожил. Он скончался в 1991 году, незадолго до этого разведясь с женой. И вот тут, на мой взгляд, и кроется главная причина его безразличия к своей судьбе.
Возможно, в молодости мужчина и может плыть по течению и жить в одиночестве. Но после 30 лет не обладая семьей, мужик может себя легко потерять. По всей видимости, именно это и случилось с Майком. Он мысленно оставался в юном возрасте, но годы-то на месте не стояли. Супруга видимо устала от его бесконечных гулянок, которые не приносили никаких денег, и ушла с сыном. Оставшись в одиночестве, Майк потерял вообще всякий смысл жизни.
Конечно, тут можно написать, что мы все сожалеем о том, что человек так рано ушёл, но какой в этом смысл? Он же жив, пока жива его музыка. А она жива. Я и сейчас иногда нет-нет, да включу «Зоопарк». И может быть он и звучит не так хорошо как мог бы, но энергии там хватает. Сегодня же Майку могло бы исполниться 66 лет. Честно говоря, не могу его представить в таком почтенном возрасте. Он так и останется уже теперь навсегда тем парнем, который так и заявлял, что он такой же, как ты. Если же вам хочется почитать подробно о его судьбе, то кроме книги Кушнира я ничего другого рекомендовать не могу. Пожалуй, книга «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» лучшее произведение не только о самом музыканте, но том времени, в котором ему выпало жить и творить.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.