Найти тему
Popularis Historia

Корабль Буран нужен России. Он превосходит Шаттл по всем параметрам

Приветствую вас, любители науки и технологий!

Прошло уже 10 лет с момента, как США закрыли программу Спейс Шаттл, которая просуществовала 30 лет. Для своего времени это был прорывной проект, который опередил свое время и долгие годы служил на благо гражданского космоса. Хотя, изначально, был разработан для военных целей. Не долго думая, отечественные ученые разработали свою собственную систему орбитального комплекса многоразового использования. Она была создана как ответ американской программе Спейс Шаттл. Разработки начались в 70-е гг. XX века. Первый и единственный полет корабля "Буран" был совершен 15 ноября 1988 года. Полёт корабля продлился 205 минут. Корабль совершил два витка вокруг Земли и вернулся на Землю, совершив посадку на аэродроме космодрома Байконур.

Посадка корабля "Буран". Взято из Яндекс-картинок
Посадка корабля "Буран". Взято из Яндекс-картинок

Рассмотрим, чем же отечественный "Буран" превосходил американский "Спейс Шаттл".

Грузовой отсек корабля "Буран" мог нести до 30 тонн полезного груза. В свою очередь, "Спейс Шаттл" нес до 15 тонн полезного груза. Внешние габариты обоих многоразовых космических кораблей были, в целом, одинаковыми и отличались лишь с небольшой разницей. "Спейс Шаттл" имел немного большую ширину в диаметре, но "Буран" визуально казался более массивным по сравнению с американским прототипом. Тепловая защита "Бурана" была намного эффективнее, чем у "Спейс Шаттла". Наш корабль нёс на себе теплозащитное покрытие, состоявшее из 38 тысяч теплозащитных плиток, изготовленных из специальных материалов.

Корабль "Буран" мог совершать посадку на специализированном аэродроме полностью в автоматическом режиме. Им никто не управлял с Земли, никакого оператора не было. Система корабля сама оценивала все параметры и решала как садить корабль. Она могла маневрировать и заходить со второго, третьего круга. Такого у "Спейс Шаттла" не было в принципе. Кстати, "Буран" имел систему экстренного спасения экипажа. На высоте до 10 км срабатывала катапульта для первых двух пилотов. Остальные члены экипажа проходили эвакуацию через специальный выход и имели с собой парашюты.

Если же корабль поднимался выше, то мог отделиться от ракеты-носителя "Энергия" и совершить экстренную посадку. И этого не было предусмотрено в "Спейс Шаттле". Еще одно принципиальное отличие состояло в том, что доставляла корабль "Буран" на орбиту ракета-носитель "Энергия". Она могла попутно нести с собой до 100 тонн полезной нагрузки под защитным обтекателем.

Так получилось, что советская система совершенно отличалась от американской и была технологически совершеннее. Именно сегодня, возрождение этой программы, хотя бы в уменьшенном варианте, было бы как раз кстати. Тем более, полным ходом идет нарастание гонки в космическом пространстве между США, Россией и Китаем. Применение такому кораблю нашли бы точно: это и сборка собственной орбитальной станции, обслуживание отечественной спутниковой группировки, в том числе, военной. Также, такой корабль нам помог бы в сборке на орбите Земли крупных комплексов, межпланетных кораблей и станций.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк. Это поможет развитию канала, а также новые статьи будут выходить чаще. Большое спасибо тем, кто прочитал статью, поставил лайк и подписался на канал. Но особое "спасибо", тем, кто поддерживает канал деревянным"рублем".