Первый звоночек от развивающейся болезни прозвучал, когда Татьяне исполнилось 53 года. Она преподавала историю и географию в средней школе и считалась одной из самых опытных учителей в городе. Татьяна увлеклась историей еще в 5 классе и во время учебы в педагогическом институте ей прочили поступление в аспирантуру. Но на третьем курсе она вышла замуж за однокурсника и диплом защищала уже будучи матерью замечательного полугодовалого малыша Илюши.
В тот злополучный день, Татьяна как обычно начала урок в девятом классе. Объясняя материал о внешней политике России во времена правления Николая I, она внезапно поняла, что не помнит даты начала Кавказской и Крымской войн. Да и реформы того времени просто выпали из памяти. Тогда Татьяна смогла прервать свой рассказ и дала задание ученикам изучить материал самостоятельно. Забывчивость на уроке Татьяна списала на усталость и бессонницу, но через несколько дней ситуация повторилась.
Однажды Татьяна пришла на работу в школу и вдруг отчетливо вспомнила, что включила утюг, а вот выключила или нет - не помнит. Хорошо еще, что у соседки ключ был от ее квартиры. Как оказалось утюг был включен. В следующих раз поставила варить кашу и вспомнила об этом, когда почувствовала запах горелой крупы.
Сын Татьяны Илья жил со своей семьей в другом районе города и мать навещал редко. Звонок доктора привел Илью в замешательство.
Илья поспешил на встречу с доктором. Слова невролога о том, что есть все основания подозревать у Татьяны Васильевны болезнь Альцгеймера были как гром среди ясного неба.
Илья немного знал о болезни и очень был встревожен:
- Доктор, но маме всего 53 года. Она еще не старая. Как такое возможно? Ведь мама не выглядит больной.
-К сожалению большинство болезней, которые наблюдались ранее у пожилых людей, молодеют. Как она себя чувствовала в последний год?
- Недавно она похоронила мужа, моего отца. И после этого жалуется на бессонницу и головные боли. Что нам сейчас делать? Поддается ли эта болезнь лечению?
-Для уточнения диагноза необходимо провести обследование, а для полного диагностирования необходимо наблюдать за поведением больной. Лишь после установления верного диагноза можно назначить лечение. А пока ее не следует оставлять одну.
Татьяне пришлось оставить работу, т.к. проблем с памятью становилось все больше. В семье Ильи встал вопрос по уходу за матерью. Соня, супруга Ильи была в хороших отношениях с свекровью и была не против того, чтобы Татьяна жила в их семье.
- Илюша, мы же не можем жить в квартире Татьяны Васильевны, даже несмотря на то, что ее квартира больше. Нам далековато добираться до места работы. И Алешке в школу добираться далеко. Поэтому единственный выход поселить ее к нам.
Илья согласился с доводом жены:
- Хорошо, я тоже так считаю. Пока поживет у нас, а потом будем действовать по ситуации. А ее квартиру будем сдавать. Деньги понадобятся на лечение.
Проведенное обследование подтвердило предварительный диагноз и подозрение на болезнь Альцгеймера.
Так Татьяна Васильевна стала жить в семье сына в одной комнате с внуком Алешей, который учился в первом классе.
Первое время все было нормально. Соня и Илья контролировали прием лекарств Татьяной Васильевной, своевременно посещали доктора, следили за питанием и прогулками. И старались строго соблюдать все рекомендации доктора.
Татьяна Васильевна чувствовала себя удовлетворительно. Она выполняла мелкие поручения Сони и Ильи, убиралась в квартире, встречала из школы внука и помогала ему с уроками. Особых проблем с памятью не было, если не считать отдельные незначительные моменты. Так продолжалось два года. Пока однажды не произошло непредвиденное.
Учительница Алеши позвонила Соне и сообщила, что Алешу из школы никто не забрал. Когда вместе с сыном Соня вернулась домой, дверь была заперта изнутри. На звонок в дверь свекровь открыла дверь и спросила:
-Вы кто такие? Что вам надо?
-Татьяна Васильевна, я же Соня -ваша невестка. А это ваш внук Алеша.
-Уходите, я вас не знаю.
Когда приехал Илья, Татьяна Васильевна приняла его за сына - подростка, вернувшегося с прогулки. Она стала хлопотать возле него:
-Иди, Илюшенька, помой руки перед ужином и потом садись делать уроки.
Лечащий Татьяну Васильевну врач ошарашил Илью, объяснив, что болезнь прогрессирует, происходит потеря долговременной памяти, возникают нарушения речи и когнитивных функций, пациент теряет способность ориентироваться в обстановке и ухаживать за собой. Современные методы терапии лишь несколько смягчают симптомы, но пока не позволяют ни остановить, ни замедлить развитие заболевания.
После посещения врача встал вопрос с уходом за Татьяной Васильевной. Был рассмотрен вариант помещения Татьяны Васильевны в околомедицинское учреждения, где оказывается необходимая медицинская и психологическая помощь, организовано спецпитание и квалифицированный персонал.
Оказалось, что таких государственных учреждений в России очень мало. Пришлось искать частные пансионаты.
Однако, после посещения одного из частных пансионатов, Илья пришел к выводу, что работники в них чаще зарабатывают деньги, чем стараются помочь одиноким старикам. Но это отдельная тема.
Было решено привлечь по уходу за Татьяной Васильевной сиделку. Благо на оплату услуги пригодились деньги от сдачи в аренду ее квартиры.
Татьяна Васильевна умерла через девять лет после установления страшного диагноза, прожив эти девять лет в любви и заботе близких.
Но не всем престарелым людям так везет. Об этом следующая статья.