Найти в Дзене
Далеко гляжу

ЗАКОН О ЦБ, ГЛАВА 7. КОММЕНТАРИИ.

Глава VII. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Статья 35.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;

Глава VII. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Статья 35.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) обязательные резервные требования;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени;

9) другие инструменты, определенные Банком России.

Статья 36.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов

в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 37.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

КОММЕНТАРИЙ.

ДОПУСТИМ ЦБ УСТАНОВИЛ КЛЮЧЕВУЮ СТАВКУ (РАНЕЕ ИЗВЕСТНУЮ КАК СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ) НА УРОВНЕ 1 % ГОДОВЫХ.

ПОД ЭТУ СТАВКУ, ЦБ ДАЕТ ДЕНЬГИ В ДОЛГ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКАМ.

КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК ДАЕТ ДЕНЬГИ В ДОЛГ ПОД ПРОЦЕНТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ.

КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК ДОЛЖЕН ОТБИТЬ СВОИ РАСХОДЫ И ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ.

ПОЭТОМУ ОН ДОБАВЛЯЕТ + 1, ИТОГО ПОЛУЧАЕТСЯ 2 %.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, ОТПУСКАЯ ТОВАР КРУПНОМУ ОПТОВИКУ (ОТПРАВЛЯЮЩЕМУ ТОВАР ВАГОНАМИ В РЕГИОНЫ), ДОЛЖЕН ОТБИТЬ СВОИ РАСХОДЫ И ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ.

ПОЭТОМУ ОН ДОБАВЛЯЕТ + 1, ИТОГО ПОЛУЧАЕТСЯ 3 %.

КРУПНЫЙ ОПТОВИК, ОТПУСКАЯ ТОВАР СРЕДНЕМУ ОПТОВИКУ (ВЛАДЕЮЩЕМУ СКЛАДОМ НА БАЗЕ В РЕГИОНЕ), ДОЛЖЕН ОТБИТЬ СВОИ РАСХОДЫ И ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ.

ПОЭТОМУ ОН ДОБАВЛЯЕТ + 1, ИТОГО ПОЛУЧАЕТСЯ 4 %

СРЕДНИЙ ОПТОВИК, ОТПУСКАЯ ТОВАР МЕЛКОМУ ОПТОВИКУ (ВЛАДЕЕТ КОНТЕЙНЕРОМ, КИОСКОМ, ЛОТКОМ ИЛИ ПРИЛАВКОМ НА БАЗАРЕ), ДОЛЖЕН ОТБИТЬ СВОИ РАСХОДЫ И ПОЛУЧИТЬ

ПРИБЫЛЬ.

ПОЭТОМУ ОН ДОБАВЛЯЕТ + 1, ИТОГО ПОЛУЧАЕТСЯ 5 %

МЕЛКИЙ ОПТОВИК, ПРОДАВАЯ ТОВАР В РОЗНИЦУ, ДОЛЖЕН ОТБИТЬ СВОИ РАСХОДЫ И ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ.

ПОЭТОМУ ОН ДОБАВЛЯЕТ + 1, ИТОГО ПОЛУЧАЕТСЯ 6 %

ИТОГО ЗА 1 % ПРИБЫЛИ ЦБ РФ, МЫ ПОЛУЧАЕМ МИНИМАЛЬНУЮ ИНФЛЯЦИЮ 6 %.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА ЦБ (РАНЕЕ ИЗВЕСТНУЮ КАК СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ)?

ЗДЕСЬ НАДО ИДТИ ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ИНФЛЯЦИИ.

УМЕРЕННАЯ - ДО 5 %

ПОЛЗУЧАЯ - ОТ 5 ДО 10 %

ГАЛОПИРУЮЩАЯ - ОТ 10 %

ГИПЕРИНФЛЯЦИЯ - ОТ 100 %

ЛОГИЧЕСКИЙ ВЫВОД.

БЛАГОДАРЯ ОДНОМУ ЛИШЬ ТОЛЬКО ЦБ МЫ ИМЕЕМ КАК МИНИМУМ ПОЛЗУЧУЮ ИНФЛЯЦИЮ.

ОТВЕТ

ТАКИМ ОБРАЗОМ, КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА ЦБ (РАНЕЕ ИЗВЕСТНАЯ КАК СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ) НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ 3 % В ГОД.

ВОПРОС

ВОЗМОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ ИНФЛЯЦИЮ В ПРИНЦИПЕ, В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ПРИ СОХРАНЕНИИ ТАКОГО ЗЛА КАК ССУДНО-ПРОЦЕНТНАЯ ПРЕДОПЛАТА И РОСТОВЩИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕНТ?

ОТВЕТ

ВОЗМОЖНО, ПРИ УСЛОВИИ ЧТО НА КАЖДУЮ УСЛУГУ И ТОВАР УСТАНОВЛЕН ЦЕНОВОЙ КОРИДОР (МИНИМАЛЬНАЯ И МАКСИМАЛЬНАЯ ЦЕНА).

ВОЗМОЖНО, ПРИ УСЛОВИИ ЧТО ЕСТЬ ЗАРПЛАТНЫЙ КОРИДОР (МИНИМАЛЬНАЯ И МАКСИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА), НЕЗАВИСИМО ОТ РЕГИОНА, НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА И ОТРАСЛИ.

ВОЗМОЖНО, ПРИ УСЛОВИИ ЧТО ЕСТЬ НАЛОГОВЫЙ КОРИДОР (МИНИМАЛЬНАЯ И МАКСИМАЛЬНАЯ СТАВКА ПОДОХОДНОГО НАЛОГА), НЕЗАВИСИМО ОТ РЕГИОНА, НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

И ОТРАСЛИ.

ВОЗМОЖНО, ПРИ УСЛОВИИ ПРОЦЕНТНОГО КОРИДОРА ПО КРЕДИТАМ, НЕЗАВИСИМО ОТ БАНКА И ОТРАСЛИ.

ВОЗМОЖНО, ПРИ УСЛОВИИ ЧТО ЦИФРЫ КОРИДОРА МЕНЯЮТСЯ КАК МОЖНО РЕЖЕ И СОБЛЮДАЮТСЯ ВСЕМИ СТОРОНАМИ.

ВОЗМОЖНО, ПРИ УСЛОВИИ ЖЕСТОКОГО ПОКАЗАТЕЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ НАРУШИТЕЛЮ (НАРУШИТЕЛЯМ) КОРИДОРА, НЕЗАВИСИМО ОТ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ.

ВОПРОС

ПОЧЕМУ НЕТ ТАКИХ КОРИДОРОВ В РОССИИ?

ПОТОМУ ЧТО РОССИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ СТРАНА.

Статья 38.

Размер обязательных резервных требований (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов)

и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований,

включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации

и могут быть дифференцированными

для банков с универсальной лицензией,

банков с базовой лицензией

и небанковских кредитных организаций.

В этом случае нормативы обязательных резервов,

устанавливаемые для банков с универсальной лицензией,

должны быть едиными для всех банков с универсальной лицензией,

устанавливаемые для банков с базовой лицензией,

должны быть едиными для всех банков с базовой лицензией,

устанавливаемые для небанковских кредитных организаций,

должны быть едиными для всех небанковских кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с базовой лицензией,

не могут быть выше нормативов обязательных резервов,

устанавливаемых для банков с универсальной лицензией.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Коэффициент усреднения обязательных резервов представляет собой числовой множитель,

значение которого находится в интервале от 0 до 1

и который применяется для расчета усредненной величины обязательных резервов.

Коэффициент усреднения обязательных резервов может быть дифференцированным

для банков с универсальной лицензией,

банков с базовой лицензией

и небанковских кредитных организаций.

В этом случае максимальная величина коэффициента усреднения обязательных резервов,

устанавливаемого для банков с универсальной лицензией,

должна быть единой для всех банков с универсальной лицензией,

устанавливаемого для банков с базовой лицензией,

должна быть единой для всех банков с базовой лицензией,

устанавливаемого для небанковских кредитных организаций,

должна быть единой для всех небанковских кредитных организаций.

Банк России имеет право

установить порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов

на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России,

и (или) путем поддержания на корреспондентском счете, открытом в Банке России,

усредненной величины обязательных резервов,

рассчитываемой исходя из размера коэффициента усреднения обязательных резервов.

При нарушении обязательных резервных требований

Банк России имеет право

списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации,

открытого в Банке России,

сумму недовнесенных на счета для хранения обязательных резервов денежных средств (недовзнос в обязательные резервы)

и при невыполнении обязанности по усреднению обязательных резервов сумму денежных средств,

рассчитываемую исходя из величины невыполнения усреднения обязательных резервов,

определяемой как разница между предоставленной кредитной организации

и фактически поддержанной кредитной организацией усредненными величинами обязательных резервов,

в размере и порядке, установленных Банком России.

Банк России также имеет право

взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф

за нарушение обязательных резервных требований в размере, установленном Банком России.

Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России,

действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России,

перечисляются на счет кредитной организации

и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

КОММЕНТАРИЙ

ПОКА У БАНКА ЕСТЬ ЛИЦЕНЗИЯ ЦБ, ОН ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРАВИЛАМ ЦБ.

ПОСЛЕ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ, БАНК ПОДЧИНЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ, НО НЕ МОЖЕТ ПРИВЛЕКАТЬ НОВЫХ ВКЛАДЧИКОВ, ЛИШЬ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД СТАРЫМИ

ВКЛАДЧИКАМИ.

ТУТ ВВОДИТСЯ

А) ПРИОРИТЕТ ЦБ НАД ГОСУДАРСТВОМ,

Б) ФИНАНСОВАЯ СТУПЕНЧАТАЯ ВАССАЛЬНО-ЛЕННАЯ СИСТЕМА

ЦБ

БАНК РАБОТАЮЩИЙ ПО ЛИЦЕНЗИИ ЦБ

ВКЛАДЧИКИ БАНКА РАБОТАЮЩЕГО ПО ЛИЦЕНЗИИ ЦБ.

При реорганизации кредитной организации

порядок переоформления ее обязательных резервов,

ранее депонированных на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России,

устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 39.

Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

1) купля-продажа казначейских векселей,

государственных облигаций,

прочих государственных ценных бумаг,

облигаций Банка России,

а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;

2) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организованных торгах,

а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.

при осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями

допускаются только заключение договоров репо,

а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо.

Статья 40.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Статья 41.

Под валютными интервенциями Банка России

понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке

для воздействия на курс рубля

и на суммарный спрос и предложение денег.

КОММЕНТАРИЙ

ИМЕННО ЦБ РОНЯЕТ ИЛИ ПОДНИМАЕТ РУБЛЬ.

ОПРЕДЕЛЯЯ СУММАРНЫЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ, ЦБ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЦЕНУ ДЕНЕГ ИБО ЦЕНА ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Статья 42.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы,

исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 43.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России

понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций

и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения,

в равной степени касающиеся всех кредитных организаций,

в исключительных случаях

в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики

только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Статья 44.

Банк России

в целях реализации денежно-кредитной политики

может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций,

размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

КОММЕНТАРИЙ

БАНК МОЖЕТ НАПЕЧАТАТЬ ОБЛИГАЦИИ (ДОЛГОВЫЕ РАСПИСКИ) И ВТЮХАТЬ ИХ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКАМ.

ХОТЯ ЕСЛИ ЦБ НУЖДАЕТСЯ В ДЕНЬГАХ, ОН ИХ МОЖЕТ СЕБЕ ПРОСТО ВЗЯТЬ И НАПЕЧАТАТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ЗАХОЧЕТСЯ.

БАНКАМ ДЕВАТЬСЯ НЕКУДА, ОНИ ПРИМУТ ЭТИ ОБЛИГАЦИИ.

НО ЭТО ПОТЕРЯ ДЕНЕГ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ.

ВОПРОС

КАК КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ ОТОБЬЮТ СВОИ РАСХОДЫ?

ОТВЕТ

ЧЕРЕЗ РОСТ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ.

ЛОГИЧЕСКИЙ ВЫВОД.

ЕСЛИ ВЫ ПЛАТИТЕ БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ ПО КРЕДИТУ, ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ЧТО ВИНОВАТ В ЭТОМ ЦБ РФ.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков,

не погашенных на дату принятия Советом директоров

решения об утверждении решения

о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России,

устанавливается как разница

между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций

и суммой обязательных резервов кредитных организаций,

определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Статья 45.

Банк России ежегодно

не позднее срока внесения в Государственную Думу

Правительством Российской Федерации

проекта федерального закона

о федеральном бюджете на очередной финансовый год

и плановый период

представляет в Государственную Думу

проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год

и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется

Президенту Российской Федерации

и в Правительство Российской Федерации.

КОММЕНТАРИЙ.

ГОСДУМА ПРИ ТАКОМ РАСКЛАДЕ - ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.

ГОСДУМА ПОЛУЧАЕТ ПРОЕКТ НА РАССМОТРЕНИЕ ПОСЛЕ МЕЖДУСОБОЙЧИКА ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год,

оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год

с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год,

включая интервальные показатели

инфляции,

денежной базы,

денежной массы,

процентных ставок,

изменения золотовалютных резервов;

основные показатели денежной программы на предстоящий год;

варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики,

обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год

и принимает соответствующее решение

не позднее принятия Государственной Думой федерального закона

о федеральном бюджете на предстоящий год.