6. Александрийский маяк.
Это чудо света было построено в чудесно короткие для того времени сроки, учитывая масштаб и сложность конструкции. Сказалось, видимо то, что строили именно в Александрии - тогдашнем центре науки и технологий. Архитектором был Сострат Книдский. Родом он был из Греции, из города Книда. На Родине он был очень известен, в следствие чего и был приглашен царем Птолемеем II для выполнения столь амбициозной задачи. Впрочем, цель строительства была еще и весьма практичной. Маяк должен был обеспечить безопасность судам, прибывающим в гавань Александрии. Дельта Нила, в которой располагался город была достаточно неудобной для мореплавания.
Маяк получился в виде трехэтажной башни высотой 120 метров (первый и самый опасный «соперник» египетским пирамидам). В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесенной колоннами башне, вечно горел громадный костер, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.
Маяк был и крепостью – форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.
На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.
Архитектор захотел оставить информацию о создателе маяка. Но по условиям договора с царем, он мог должен был начертать на сооружении имя царя. Тогда Сострат придумал уловку, которая позволила и договор не нарушить и себя не обидеть. Он высек свое имя на камнях маяка. Сверху закрыл их штукатуркой, на которой с чистой совестью написал имя царя. Таким образом, и царь был доволен, и потомки уведомлены об истинном создателе чуда света. Вот что было написано:
«Сострат, сын Дексифона, книдиец, богам спасителям во здравие мореплавателей»
Маяк довольно долго выполнял свои функции, но время не пощадило его. Он разрушался постепенно, а разрушительное землетрясение в XIV веке почти окончательно стерло его с лица земли. Остатки первого этажа встроены в турецкую крепость Кайт-Бей. Эта крепость имеет стратегическое значение, поэтому доступ исследователей к водам вокруг нее затруднен. Поэтому, есть шанс, что когда-нибудь море раскроет нам еще некие тайны о маяке, до сих пор неизвестные.
7. Статуя Зевса.
Если говорить об этом чуде света, то нельзя не упомянуть о Фидии. Об этом гениальном скульптуре, архитекторе и ученом. Родом он из богатой греческой семьи. Рано приступил к изучению живописи, удивляя педагогов своей одаренностью. Работая над созданием нового ансамбля афинского Акрополя, архитектор сотрудничает с Птолемеем - тогдашним правителем. Позже, враги Птолемея, преследуя его, также припомнят эту дружбу и Фидию. Завистники обвинят его в хищении золота и слоновой кости. Эти материалы художник использовал для создания скульптуры Афины. Кстати, эта технология была применена впервые именно Фидием. Но, жители Олимпии, зная о гении скульптора, внесли залог за него. Афиняне остались довольны залогом и отпустили Фидия к месту его работы над будущим чудом света. И Фидий выполнил свою работу, не посрамив чаяний Олимпийцев.
Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина – 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду – золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники – богини победы, другой опирался на высокий жезл.
Позже статую перенесли в Константинополь. Но пожар уничтожил творение мастера. Изображения статуи остались на древнегреческих монетах. Но все же были скептики, полагавшие, что эта статуя- вымысел. Все прояснила находка немецких ученых в Олимпии.
Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская – каменное сооружение, немногим уступавшее по размеру самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного «цеха». Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской – в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди – в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».
Интересная деталь: поскольку нужно было беречь детали из слоновой кости от порчи, то статую часто поливали оливковым маслом. Чтобы масло не растекалось по храму, вокруг постамента сделали бортик. Получился микробассейн из масла, в котором статуя отражалась во всем своем великолепии.