Наткнулся случайно на интервью, которое уже более 10 лет назад у меня взял один из российских журналистов, Василий Тахистов. И я подумал, что читателям Открытой Семинарии может быть интересно узнать некоторые вещи о вашем покорном слуге, Олеге Жиганкове. В ту пору я начинал свое служение преподавателя и миссионера на Филиппинских островах, потом вернулся в Канаду, потом в Россию. В статье это, естественно, не отображено, как не отображены и мои переживания, драматические перемены и духовный поиск. Тем не менее делюсь этим интервью, который достаточно точно и кратко освещает значительный период моей непростой жизни. Все фото - той поры.
«Боюсь, мой вариант вам будет неинтересен, поскольку он не типичен и не практичен. По моим стопам пройти фактически невозможно. Я - пастор церкви и преподаватель духовной семинарии. К тому же не Православной, а Церкви Христиан Адвентистов седьмого дня. Как в России некоторые говорят - секта. Впрочем, если еще хотите, поговорить можно».
Такой ответ пришел на мое предложение поговорить о работе от жителя Филиппин Олега Жиганкова. Поскольку секта, если без эмоций, это всего лишь группа, отделившееся от основного религиозного направления, то в этом ничего страшного я не видел. Само христианство тоже в первые века своего существования было сектой. Были опасения другого плана – как бы наше общение не ушло в область мистического, где я, откровенно говоря, ничего не понимаю.
Но пастор оказался вполне светским человеком…
Он работал фельдшером на скорой помощи. Служил в Советской Армии – в иркутском военном госпитале. Уже там стал всерьез задумываться о Боге.
- Я всегда знал, что Он есть, - говорит Олег. - Оставалось выяснить…
- Какой он?
- Да, какой он. (Улыбается). С Православием я знаком с детства. Потом ходил и к баптистам, и к буддистам, и кришнаитам - со всеми, с кем мог познакомиться, познакомился. И в конце концов, я остановил свой духовный поиск на Церкви адвентистов седьмого дня. А в 1989 с первым набором студентов поступил в Заокскую духовную семинарию, открывшуюся в ста километах от Москвы. Правда, чем я буду в жизни заниматься, я тогда понятия не имел.
Пару слов о высших учебных заведениях, открытых в поселке Заокском. Сейчас это, имеющие государственную лицензию, Заокская духовная академия (выросшая из семинарии) и Заокский Христианский-гуманитарный экономический институт. На два этих вуза – десять факультетов. И только два из них – богословский (Академия) и теологический (Институт) готовят специалистов для внутрицерковной деятельности. Да и то, в том числе.
Обучение платное. Однако спонсировать учебу может та местная община, которую посещает человек. С тем, чтобы он потом обязательно вернулся туда служить пастором. Впрочем, дефицит пасторов в России, по словам моего собеседника, сошел на нет. Поэтому и на богословском факультете многие, если не большинство, студенты платят за себя сами.
В храме университета ежедневно проходят служения, которые рекомендуется посещать всем студентам. Другой отличительной чертой учебного заведения является обязательная отработка – на кухне, земельных работах, в компьютерных классах, словом, там, где есть необходимость.
- А на втором курсе меня попросили заняться церковной газетой, - вспоминает Олег. - И мы вдвоем с женой выпускали ежемесячное издание на 16 полосах. Приходилось публиковаться под многими разными именами. (Улыбается).
- Как после окончания Академии находят работу богословы, которые учились сами для себя и за свои деньги?
- К концу последнего четвертого курса бакалавриата студенты, которые хотят стать пасторами, как правило, уже находят место, где они будут служить. Они и сами пишут письма. И церкви тоже обращаются с заявками. Но многие бакалавры учатся дальше. Так поступил я в свое время.
- А как вы за границей очутились?
- Сначала поехал на 4 года во флагман адвентистского образования Университет им. Андрюса (штат Мичеган, США) – писать докторскую. Поехал на свой страх и риск. Учеба стоит дорого. А средства у нас с женой были только на полгода жизни и учебы. А дальше надо было работать.
- Где работали?
- С 4 утра до 7-30 я пек хлеб в булочной. Потом спешил на занятия. Вечером на стройку. А по выходным еще работал грузчиком в мебельном магазине. 30 часов в неделю трудился точно. В разное время подрабатывал и водителем, и массажистом – легче сказать, кем я не подрабатывал. Но надо сказать, что большинство американских студентов проходят вот такое трудовое образование.
- Сколько же часов вы спали?
- 3-4 часа. С тех пор, кстати, я столько и сплю. Разве что некоторое время еще долеживаю.
- Хватало сил на то, чтобы нормально усваивать учебу?
- Да. Связываю это только с Божьей помощью. Университет я закончил с золотой медалью. Причем, программа очень сложная! По каждому предмету нужно писать серьезные исследовательские работы, публиковаться, участвовать в форумах и конференциях. До сих пор не понимаю, как я это все освоил. Правда, через два года мои старания были замечены и мне стали платить стипендию. Стало полегче.
- Чем занимались после получении докторской степени?
- Преподавал общую историю церкви и некоторые предметы по богословию. 5 лет в Заокской Академии и 2 года в Университете им. Андрюса. Потом меня пригласили в Канаду на место пастора – в церковь, находящуюся рядом с Торонто. Прихожане в ней были представителями более 30 национальностей. Там я проработал семь лет.
- Давайте остановимся на пасторской работе… Что собой представляет сам храм?
- В моем случае церковь была почти полностью стеклянной - одна из лучших архитектурных построек города. Огромное модерновое помещение на 500 человек. Но бывают и самые простые молитвенные дома, отличающиеся от обычных только крестом наверху.
- Какие мероприятия происходят в храме?
- В церкви проходят богослужение, классы по изучению Библии, принципов здоровья, детские школы, собрание анонимных алкоголиков, общество по борьбе с курением. В Канаде церковь занимается очень широким спектром деятельности!
- А как ваш обычный рабочий день выглядел?
- С утра небольшое утреннее служение. В церкви или дома. Часов в 6-7. 30-40 минут – чтение библии, пение, размышления. Затем сажусь за Интернет, разбираю многочисленные письма от членов церкви.
Далее я занимаюсь административными обязанностями – езжу в полицию, к врачам, пожарным, в мэрию. Ведь на Западе пастор - общественное лицо. Я могу венчать и регистрировать и вообще выполнять функции нотариуса. Причем, делаю это бесплатно. Если я расписался и поставил свой номер – это официальный документ. Расторгнуть его можно только через суд.
- Зачем вам, допустим, может понадобиться отправиться в полицию?
- Кто-то из детей членов церкви натворил – выпил, подрался... И вот пастор едет в полицию. Там мы обсуждаем, случайно произошедшие или нет. Церковь может взять виновного на поруки, предоставить ему общественную работу – убирать территорию вокруг храма, что-то покрасить и т. д.
Вообще, когда пастор появляется в городе, его всегда представляют мэру, шефу полиции, и директору госпиталя и департамента образования. Церковь с ними сотрудничает.
- Чем пастор занимается после обеда?
- Это время приема прихожан. Мы разбираем всякие проблемы – семейные и житейские. Ссоры в семье, болезни и так далее. Вечером в церкви – репетиция хора, собрание общества алкоголиков…
- Когда у вас выходные?
- Выходных нет! С другой стороны, пастор в любой день может все свои дела отменить. И цифр от него никаких сверху не требует. А вот он сам требует. Нужно, допустим, провести семинар по защите детей от наркотиков, и он пишет, чтобы прислали специалиста.
Так, что, честно говоря, можно быть пастором и ничего не делать. А можно так работать, что и семи дней в неделю будет мало.
- Какая у пастора зарплата?
- Она чуть меньше средней зарплаты по региону. Допустим, в Москве около 800 долларов. В Канаде у меня была 3200 долларов. Минус налоги, минус 1400 за аренду квартиры…. Если бы моя жена не работала, едва хватало бы на то, чтобы свести концы с концами.
Причем, интересно: ты можешь служить в самом роскошном храме в центре города или маленькой церквушке на периферии, одной церкви или в трех, зарплата у тебя в любом случае будет почти одинаковой.
- А подрабатывать пастор может?
- Вообще – нет. Хотя подрабатывают. И на это закрывают глаза.
- Сейчас вы отправились преподавать на Филиппины. А на выше место прислали нового пастора?
- Нет, к сожалению, пока замену не нашли. И пока я продолжаю вести переписку с прихожанами и проповедовать по Скайпу.
Василий Тахистов, 2011 год
Выводы
Давно это было. Тогда мои приключения только начинались. Впереди было многое... Многое изменилось с тех пор. Мне иногда кажется, что я прожил несколько больших, полнокровных жизней, полных неожиданных открытий и перемен. Одно не изменилось: Бог ведет меня по жизни интереснейшим путем. Вместе с псалмопевцем и царем Давидом, которого жизнь тоже помотала, который был и изгоем, и еретиком, и скитальцем, и пастырем - мне все же хочется сказать, оглядываясь назад:
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. 2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. 6 Межи (пути) мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня. Псалтирь 15:1-6
И самое прекрасное - это Бог, Россия и Семья.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :
" Открытая Семинария ",
Заходите на мой сайт " Духовный миллионщик ". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ».
А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.