Скоро СМИ будут бомбардировать нас хорошими цифрами по инфляции и рапортовать об успехах российской экономики в страшных кризис. Естественно, что никто не знает, как эту инфляцию читают. Разбираемся «на пальцах» в методике расчёта.
Данные по росту цен в нашей стране собирает Федеральная служба государственной статистики (Росстат) с 1992 года.
Инструментом оценки выступает индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.
Процесс наблюдения за ценами включает в себя следующий этапы:
Отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение.
- При этом населенные пункты должны соответствовать определенным требованиям. Так, например, численность городского населения должна составлять не менее 35% субъекта. Никаких посёлков и сёл, только крупные города.
- Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг. Естественно, всякие лакшери магазины и услуги не считают.
- Отбор товаров или услуг-представителей или та самая «Потребительская корзина». У этого пункта полно всяких нюансов и подводных камней. С ним чаще всего «химичат» для красивых циферок в отчетах. Зачем вам мясо, когда рядом лежит чудесное синтетическое нечто из сои?
- Регистрация цен и тарифов. Прежде чем что-то посчитать нужно собрать данные, иногда даже достоверные! (любимая шутка статистиков)
- Расчет средних цен и тарифов на товары и услуги. Если коротко, то считают по-классике — среднее арифметическое и погнали.
- Формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен. Тут докручивают то, что не докрутили в пункте 3.
Чтобы отфильтровать сезонные колебания, шоки спроса и предложения, связанные с административным, событийным характером, применяют базовый индекс потребительских цен. Он рассчитывается путем исключения определенных групп товаров или услуг из ИПЦ. Подешевели овощи и фрукты во время сбора урожая? — снижаем ИПЦ.
Методология сбора потребительских цен и подсчета их изменения является довольно сложной лишь на первый взгляд. Люди, которые ей занимаются из года в год знают, где можно что-то подкрутить в зависимости от желаний «заказчика». Все-равно обычные люди «схавают все шероховатости» и даже не заметят.
Подписывайтесь на Канал Бромберга