Приветствую!
В этом выпуске мы из Америки с ее невероятными маслкарами перенесемся в страну Восходящего Солнца. И сегодня у нас автомобиль, который максимально контрастирует с американскими авто. Но это делает его не менее легендарным. Встречайте!
Любая история с чего-то начиналась. Вот и герой этой статьи стоял у самых истоков зарождения одного из самых зрелищных видов автоспорта. Если вы по каким-то причинам не знаете об этом автомобиле, значит вы ничего не знаете о дрифте. А если вы не знаете, что такое дрифт - вы попали по адресу! Итак, отец всех дрифт-каров, настоящий король мирового дрифта, один из самых титулованных представителей езды боком - АE86 или просто Хачироку.
В далеком 1983-м году Тойотой было выпущена небольшая, на первый взгляд, ничем не примечательная модель. Заинтересованным потребителям было предложено два кузовных варианта этого авто - купе и довольно таки необычный лифтбэк. Можно было выбрать между взглядом широка раскрытых "глаз" и загадочным, хитрым прищуром открывающейся передней оптики. Первый вариант - это модель Levin:
А загадочный хитрец с открывающимися фарами - это Trueno:
Обе эти модели назывались коротко - АЕ86. Что обозначают эти буквы с цифрами не столь важно - это все кодовый язык Тойоты. Важно, что именно цифры 8 и 6 дали этому автомобилю свое уникальное имя - 8 по японски - "хачи", а 6 - "року". Вот так и известен этот автомобильчик по всему миру, как Хачироку - малыш, побеждающий великанов.
Непосвященные люди, которые оценивают авто по внешности, могут сказать, что на таких авто домохозяйки в магазин ездят. Но этот малыш совсем не прост. Японцы наградили эту машину задатками настоящего бойца. Вот вроде бы, зачем автомобилю для домохозяйки (загибайте пальцы) самоблокирующийся дифференциал, стабилизаторы поперечной устойчивости на обеих(!) осях, дисковые тормоза по кругу, все это на заднем приводе и с развесовкой, близкой к соотношению 50/50. Двигатель с 16-тиклапанной головкой блока, что для 83-го года было неслыханной роскошью даже для автомобиля на несколько классов выше. Слишком круто для небольшого и доступного по цене авто, не правда ли? Сам двигатель 4A-GE, объемом 1.6 литра и мощностью всего в 130 л.с. поначалу не впечатляет цифрами. Но не спешите делать выводы. Вес Хачироку не превышал 970 кг! Даже такой мощности хватило, чтобы разгонять авто с 0-100 за 8.7 секунд. Ну а японцы не были бы японцами, если бы не заложили в этот двигатель титанический запас прочности для последующих доработок. Одна из модификаций этого движка применялась даже на гоночном болиде Формулы Атлантик! Его форсировали до 240 л.с., отсечка находилась на 12 тыс. оборотов! И это без всяких турбин и компрессоров - все лошади в этом пламенном сердце атмосферные! И вот после этого закрадывается подозрение, что инженеры из Toyota строили не малолитражку, а такого неприметного волка в овечьей шкуре. Этот зверек за счет прекрасного соотношения массы к мощности способен дать отпор даже тем авто, которые намного мощнее и технологичнее его. За свой потенциал и сбалансированные характеристики АЕ86 имел огромную популярность среди профессиональных гонщиков . Кольцевые гонки, ралли, скоростное маневрирование - на этой малютке было выиграно огромное количество состязаний. Хачироку даже участвовал в ралли марафоне Париж-Дакар. Невероятно, но факт.
Но не только профессиональными соревнованиями славится Хачироку. Да, ребят - дрифт, в то время еще никем не признанная спортивная дисциплина. Вот, где Хачироку показа всем свою силу! На извилистых дорогах Японии, так называемые тоге, задний привод, маленький вес и возможность тюнинга привлекали японских уличных гонщиков. На этих нелегальных ночных гонках АЕ86 был одним из самых популярных авто. Но не нужно думать, что эта машина была легка в освоении. Для того, чтобы заставить правильно дрифтить авто с задним неразрезным мостом, нужны тренировки и правильная настройка сего аппарата. Хачироку - это очень требовательный к скилу инструмент. Он покорится далеко не каждому, а только тем, кто действительно талантлив как в плане доводки авто, так и в его управлении. Великий российский дрифтер Аркадий Цареградцев в своем обзоре на этот авто отзывался о нем примерно так: " Я теперь понимаю, почему японцы всех тр@@@ют в дрифте. Да потому что они на этом кирпиче ездить учились!" Хачироку особенно уважаем, как авто для начинающих. Он сразу говорит "до свидания" неумелым дрифтерам. Так что если вы освоили дрифт на АЕ86, вы заставите валить боком даже паровоз! Такие врожденные характеристики Хачироку, как малый вес, маневренность, и соотношение массы к мощности помогут быть лучшим из лучших на узких и извилистых дорогах тоги. Ведь крутые повороты и почти полное отсутствие длинных прямых практически полностью нивелирует преимущество мощных автомобилей на таких дорогах:
Как раз на этих крутых и опасных серпантинах рождались лучшие дрифтеры Японии. И один из этих парней, которому покорился Хачироку, был будущий король дрифта, легенда - Кэйити Цутия:
Середина 80-х, Япония. Кэйити Цутия всего лишь один из многих тысяч молодых парней, которые были помешаны на гонках. Не имея возможности платить за школу гоночного вождения, он каждую ночь на своем автомобиле Toyota AE86 отправлялся совершенствовать свои умения на горные дороги. На этих самых дорогах, участвуя в ночных нелегальных гонках, часто можно было встретить в том числе и профессиональных гонщиков. Они приезжали попрактиковаться и пощекотать себе нервы на опасных серпантинах. И вот, глядя на настоящих асов, Кэйити Цутия во чтобы то ни стало решил добиться таких же результатов, как и они. Он тренировался каждую ночь на тоге, а днем выступал на местных чемпионатах по автогонкам. Тренируясь, он превращался во все более умелого, опытного и что самое главное, в профессионального гонщика. На тоге любимым стилем Кэйити Цутии было прохождение поворотов в скольжении боком, с помощью ручника. В то время такой стиль вождения мало кем воспринимался всерьез. Но после того, как было замечено, что на некоторых особо крутых виражах этот прием работает, его стали использовать все чаще и чаще. Балансировать на грани разворота - это не только весело, это помогает лучше понять физику машины и учит контролировать автомобиль в экстремальных условиях. Кэйити о своих гонках в молодости говорил так: "Люди ошибаются, когда у них учащается пульс. Когда за мной гонялась полиция, у меня сердцебиение не ускорялось, поэтому мне удавалось удрать". Поднакопив деньжат и заручившись поддержкой спонсоров, Кэйити Цутия даже снимает небольшой фильм о своем увлечении. В последствии этот фильм с участием его собственного АЕ86 станет невероятно популярным среди дрифт-сообщества. Но за участие в нелегальных гонках японская автомобильная федерация приостанавливает Кэйити Цутию в профессиональных гонках и какое-то время запрещает там выступать. Такое поведение было недопустимым для настоящего гонщика. В будущем, конечно, скандал удалось замять, а дрифт тем временем все больше и больше набирал популярность и стал в Японии одним из самых захватывающих увлечений молодежи. Сам Кэйити на протяжении своей карьеры поддерживал и развивал дрифт-движение. А Хачироку был одним из самых популярных и успешных автомобилей. До сих пор к него в личном пользовании находится доработанный АЕ86:
Цутия настолько любит этот автомобиль, что даже основал клуб АЕ86! В этом клубе занимаются выпусками видео, которые посвящены тюнингу и езде на этом автомобиле. Уже по прошествии многих лет, завоевав немало побед в азиатских и европейских чемпионатах, Кэйити Цутия никогда не забывал, что первым его автомобилем, на котором он постигал азы спортивного вождения, был именно Хачироку.
Но пожалуй самую большую популярность АЕ86 получил после выхода аниме "Инишиал Ди", а чуть позже и полнометражного фильма(анимешникам салам!). Вот где показали все достоинства знаменитого Хачироку! Аниме-сериал "Инишил Ди" представляет из себя очень продуманную и интересную энциклопедию. После просмотра вы будете знать огромное количество тонкостей в поведении и характеристиках японских автомобильных легенд, особенности техники прохождения поворотов, теорию спортивного вождения, технические особенности автомобилей - все это есть в "Инишиал Ди". Ведь консультантом в написании сценария был сам Кэйити. Так что все, что сказано в этом аниме, в плане ездовых характеристик авто, достойно доверия. Главный герой, учащийся старшей школы, Такуми Фудживара - очень талантливый парень, который помогает отцу развозить тофу:
(Тофу - это такой творог, который производится из соевых бобов). Парень с 13-ти лет(!) доставляет тофу на отцовском Хачироку и с каждым днем он совершенствует свои навыки на опасных серпантинах. Все быстрее и быстрее ему удается проехать дистанцию доставки. Со временем парень становится настолько быстрым, что даже попадающие на его путь профессиональные гонщики, рискуют быть униженными обгоном! Достоен внимания и полнометражный фильм. Он снят на основе аниме и в основном повторяет сюжет "Инишиал Ди". Один из запоминающихся моментов - это когда Такуми, доставляя тофу, помял его. Отец наказывает парня и при следующей поездке, чтобы заставить сына ехать аккуратнее, ставит в Хачироку стакан с водой и говорит: " Не пролей ни единой капли, иначе я тебя убью". Такуми постепенно справляется с этой задачей, проезжая по Окине также быстро, как и раньше. По ходу сценария, как в аниме, так и в фильме, автомобиль ГГ, Toyota AE86, совершенствуется и превращается болид с потрясающими характеристиками. Помимо полной переработки подвески, изменения коснулись и сердца авто. Стандартный мотор на 130 л.с заменяется на самый настоящий, кольцевой гоночный двигатель группы А от тюнинг-подразделения Toyota Racing Development. Он основан на стандартном 4A-GE, но с головкой на пять клапанов на цилиндр, выдавая 240 л.с. с объема всего в 1.6 литра он при этом раскручивается до невероятных 11.000 об/мин! А теперь вспомним, что весит Хачироку всего 970 кг. и понимаем, что прыткости этому авто не занимать! Сам магазин тофу и сами дороги из аниме и фильма - это реально существующие локации Японии: Северное Канто, Канагава и многие другие. Назывался магазинчик Fujiwara Tofu Shop:
Но в 2006-м году, в рамках городского проекта строительства, магазин, к огромному сожалению, был снесен. Компания Toyota, зная, насколько дорогим это место было для фанатов, восстановило его в полную величину в своем музее:
От магазина сохранилась оригинальная витрина и даже посуда для изготовления тофу. Но самым большим подарком для армии поклонников был полностью воссозданный, точь в точь, как в "Инишиал Ди", всеми любимый Хачироку:
Век Хачироку был недолгим. После 4-х лет на конвеере, его заменило следующее поколение, которое стало оснащаться исключительно передним приводом, что сразу, как вы понимаете, ставило крест на его карьере дрифт-кара. И только через долгих 25 лет, Toyota совместно с Subaru показала модель GT86, представив это, как перерождение знаменитого Хачироку:
Двигатель на основе субаровского оппозитного блока выдает 200 л.с на задние колеса, а разгонная динамика до 100 составляет 7.4 секунды. Авто многократно был признан печатными изданиями, как автомобиль года, а также успел поучаствовать в автоспорте в разных мировых кузовных чемпионатах, в том числе и в дрифте:
Если производитель вложил в этот автомобиль хоть частичку того самого АЕ86, то у него будет будущее. Но а станет ли этот авто такой же легендой, как и его предок, Хачироку, покажет время...
Берегите себя и свои автомобили. Не забывайте настоящие легенды.
Кому интересно, вот ссылка на фильм Кэйити:
Ссылка на обзор самой мощной ГТ86 для дрифта:
А также обзор на Хачироку от Цареградцева:
Спасибо за внимание!