Найти тему
Alt

Забытая мощь: крутые масл-кары, о которых вы могли не знать

Зародившись в Америке 60-х годов, масл-кары… Ну ладно, не изменили мир, подобно Ford T или VW Beetle, но всё же здорово повлияли на авто­мобильную культуру. Они были суровы, под их капотами бесновались мощнейшие моторы своего времени, и многие из них навсегда вошли в историю. Dodge Charger, Pontiac GTO, Chevrolet Chevelle — эти имена знает каждый, кто интересуется автомобилями.

Но множество моделей остались в стороне от мировой славы — и вовсе не потому, что были неудачными. Например, автомо­бильная Золушка по имени Chevrolet Nova в конце шести­десятых тоже могла похвастаться недюжинной силой: титанический 6,5-литровый Big Block, динамика на уровне современных BMW M2 и Porsche Boxster — это было серьёзно. В США машину полюбили, однако весь остальной мир знает её в основном по роли у Тарантино в «Доказа­тельстве смерти». Мы поездили на такой и рассказываем её историю в видео. А под ним вы можете прочитать истории других незаслуженно забытых машин.

Pontiac 2+2
Pontiac 2+2

Предводитель всех масл-каров, Pontiac GTO, по сути, был неприлично мощной версией средне­размерной модели Tempest/Le Mans. Но мало кто помнит, что парал­лельно Pontiac пытался провернуть тот же самый трюк, только классом выше! За основу взяли громадное — 5,5 метра от носа до хвоста — купе Catalina. И, есте­ственно, одарили его самыми крутыми моторами. Начав в 1964 году с 335 сил и 6,4 литра рабочего объёма, очень скоро эта яхта могла похвастаться семью литрами под капотом и отдачей в 381 лошадиную силу. Даже мощнее, чем GTO!

Правда, масса и габариты давали о себе знать: Pontiac 2+2 не ставил рекордов на дрэг-стрипах и оставался пусть быстрым, но всё же вальяжным дред­ноутом. Помимо мотора, от исходной Каталины он отличался иным дизайном, усиленной подвеской, дорабо­танным выхлопом и пере­деланным интерьером, включая «ковши» в том виде, как их пред­ставляли в шести­десятых. Но в глазах покупателей правильная картинка так и не сложилась: 2+2 выпускался всего четыре года и славы не снискал.

AMC Rebel Machine
AMC Rebel Machine

Но были у American Motors и другие модели: например, скромное купе Rebel в 1970 году получило заряженную версию с одним из крутейших названий в мире — The Machine. Нет, вы только послушайте, как всё это звучит в сумме! Бунтарь по прозвищу «Машина» от Американ­ской авто­мобильной корпорации. Подходи по одному!

И всё это не было пустой бравадой, ведь 6,4-литровый V8 развивал здесь 345 лошадиных сил — на 15 больше, чем у AMX того же года. А кому было мало, за доплату мог получить заводскую форсировку до четырёхсот с лишним и, плюс к тому, сверх­короткий редуктор с блокировкой и диким пере­даточным отношением 5:1. Такая «Машина» в дрэге на четверть мили спокойно выезжала из 13 секунд, но даже если вы не гнались за скоростью как таковой, к вашим услугам были мощные тормоза и максимально зажатая подвеска — судя по статьям тех лет, инженерам AMC удался отличный симбиоз масл-кара и спортивного автомобиля. Ах да, и только посмотрите на эту бело-сине-красную ливрею!

Mercury Comet Cyclone
Mercury Comet Cyclone

Платформа Ford Falcon, эффектный дизайн и мощный двигатель — ничего не напоминает? Правильно, именно по этой формуле создавался Ford Mustang, но сегодня мало кто помнит о его двоюродном брате по имени Mercury Comet Cyclone. А ведь машина была очень интересная! Если сама модель Comet представляла собой более дорогую и престижную разно­видность Фэлкона, то заряженная версия Cyclone вполне могла считаться настоящим масл-каром.

Ведь в 1965 году она располагала таким же силовым агрегатом, что и у топового Мустанга — 4,7-литровым V8 в максимально форсиро­ванной версии Hi-Po (275 лошадиных сил), четырёх­ступенчатой механикой и дифферен­циалом с блокировкой. Это помимо прочих доработок по части шасси и рулевого управ­ления. Только вот публика, покорённая красотой фордовской супер­звезды, предложение от Mercury попросту не заметила: да, Циклон про­держится в производ­стве несколько лет, будет оснащаться даже сверх­мощными 335-сильными моторами Cobra Jet, но популярным так и не станет. Зато сейчас машины 1965 года, выпущенные тиражом всего в четыре сотни экзем­пляров, становятся желанной добычей для коллекционеров.

Dodge Dart Demon / Plymouth Duster
Dodge Dart Demon / Plymouth Duster

Знакомые имена, не правда ли? Разумеется, к кроссоверу Renault маленький старый Plymouth отношения не имеет, но история его появления довольно любопытна. Концерну Chrysler надо было чем-то ответить General Motors: заряженные версии Chevrolet Nova в то время набирали популяр­ность, поэтому даже в народном сегменте назревала серьёзная битва за репутацию. У Плимута была собственная недорогая модель Valiant, но вместо того, чтобы просто засунуть туда большой мотор, с ней поступили нестандартно: переднюю часть оставили нетронутой, а вот всё остальное спроекти­ровали заново ради более компактного и атлетичного дизайна. Ну, и моторы не забыли: самым крутым был вариант Duster 340 с 5,6-литровым V8, развивающим 280 лошадиных сил.

Убедившись, что концепция работает, год спустя Chrysler выпускает аналогичную модель под маркой Dodge — машина называется Dart Demon и по сути пред­став­ляет собой Duster с изменённой передней частью. При этом с обычным седаном Dodge Dart здесь нет практически ничего общего. Оба компактных масл-кара успешно справ­ляются с ролью младших братьев Челленджера и Барракуды, после чего так же дружно уходят в историю с началом топливного кризиса. Однако дальше судьба их разделит: марка Plymouth умрёт в начале XXI века, а вот имя Demon вернётся уже в наши дни — как шильдик на безумной 840-сильной версии возрождённого Challenger. Если хотите, считайте это историей о том, как младший брат в итоге помог старшему.

Oldsmobile Vista Cruiser 442
Oldsmobile Vista Cruiser 442

Окей, окей, согласны — маленькие машины с большими моторами выглядят довольно однообразно и уже начинают надоедать. Сменим тему! Например, как вам масл-кар в обличье гигантского универсала? Oldsmobile Vista Cruiser — это воплощение всего, что мы знаем об американском семейном досуге: 5,5 метра длины, три ряда сидений (или два — и безразмерный багажник впридачу), стеклянные секции в крыше, чтобы детям было интереснее глазеть по сторонам… В общем, хресто­матийный вариант для субботних вылазок на природу где-нибудь в штате Орегон.

Однако если вы успевали обзавестись семьёй раньше, чем теряли вкус к жизни, каталоги Oldsmobile предлагали кое-что особенное как раз на этот случай. Vista Cruiser можно было заказать с мотором от знаменитого масл-кара Oldsmobile 4-4-2 — а это значило, что, помимо домочадцев, в вашей машине обитали целых 355 «лошадей», выведенных из объёма в 6,6 литра. Безумие? Только разминка! Ведь суще­ствовали ещё и версии с самыми мощными двигателями своей эпохи — Rocket 455. Это, на секундочку, семь с половиной литров и четыреста шесть лошадиных сил. Да, именно прописью, чтобы вы прочув­ствовали. Увы, до наших дней дожили только два таких универсала, зато теперь вы точно знаете, что Audi RS 2 была не первой в своём роде.

Oldsmobile Toronado
Oldsmobile Toronado

Впрочем, масл-универсал — это история конца шестидесятых и начала семи­десятых, и те, кто следил за твор­чеством Oldsmobile, к тому моменту уже ничему не удив­лялись. Ведь ещё в 1965 году миру была явлена модель Toronado — роскошное, статное купе с одной небольшой особен­ностью: ведущая ось у него располагалась спереди. Чтобы вы понимали, после смерти компании Cord в 1937-м промыш­ленность США полностью отрицала такую компоновку: Toronado стал первым американским передне­приводником за почти что тридцать лет!

И да, это был ещё и масл-кар с самыми крутыми на тот момент моторами — 7,0 и 7,5 литра, на 385 и 406 лошадиных сил соответ­ственно. Добавьте к этому необычную конструкцию: передняя подвеска была торсионной, да к тому же смонтиро­ванной на отдельном подрамнике, а сзади при этом использо­валась простейшая балка, подвешенная на рессорах, — просто потому, что инженеры сконцентри­ровали все свои усилия на проработке передней части! А самое пара­доксальное здесь то, что Toronado неплохо управлялся, довольно успешно продавался и в итоге стал основой для последних пяти поколений Cadillac Eldorado, которые выпускались с 1967-го аж по 2002 год.

Studebaker Avanti R3
Studebaker Avanti R3

Компактное, лёгкое купе Avanti с невероятно изящным фибер­глассовым кузовом стало лебединой песней компании Studebaker. Некогда славная марка тонула под грузом финансовых проблем, и новая модель появилась слишком поздно, чтобы исправить ситуацию. Производство стартовало в июне 1962 года, но уже в декабре 1963-го основная фабрика Студебеккера в Саут-Бенд, штат Индиана, была закрыта.

И всё же Avanti удалось блеснуть. Стандартный мотор V8 объёмом 4,7 литра и так развивал 243 лошадиные силы, чего более чем хватало на 1400 кг снаряжённой массы. А вдобавок инженеры соорудили компрес­сорные версии R2 и R3 — и в последнем случае отдача превышала 400 сил! Обратите внимание, что всё это происходило ещё за пару лет до того, как масл-кары войдут в моду. В общем, напоследок Studebaker Avanti взял да и побил сразу 29 рекордов скорости — в частности, развив невероятные 286 км/ч на озере Бонне­вилль. Всего было сделано девять экзем­пляров в версии R3, и их аукционная стоимость сегодня превышает сто тысяч долларов.

GMC Syclone/Typhoon
GMC Syclone/Typhoon

Ещё один Циклон в нашей подборке — хотя если накрыть этот пикап крышкой, то получался целый Тайфун. Не спрашивайте почему (для зануд: за основу на самом деле были взяты соплат­форменные модели S15 и Jimmy). Ведь самое интересное здесь другое: что вообще эта штуковина делает среди масл-каров? Да примерно то же самое, что и современный Jeep Grand Cherokee Trackhawk: заявляет, что рамки класса в этом деле несут сугубо рекоменда­тельную функцию.

Правда, и многолитрового V8 под капотом тут не найти: подобно дерзкому Buick GNX, который появился на пару лет раньше, заряженные грузовики GMC полагались на «шестёрку» с турбо­наддувом. А что поделать — на дворе начало девяностых, довольно мрачное время для американского автопрома. Поэтому здесь важен сам факт бунтарства: с рабочего объёма в 4,3 литра инженеры сняли 280 лошадиных сил. Может, и не рекорд, но братцы Циклон и Тайфун этого ничуть не смущались, ведь у них был полный привод!

Как итог — разгон до сотни менее чем за пять секунд и эпичная победа над Ferrari 348 в заезде на четверть мили, организо­ванном журналом Car & Driver. Нет, никто не говорит, что эти злющие GMC были быстрее, чем Феррари. Но спросите, были ли они круче — и мы уже задумаемся. И уж точно попросим безого­ворочно признать, что у современных супер­крос­соверов имеются действительно славные предтечи.

HSV Maloo
HSV Maloo

Он вам не пикап! Это настоящий современный ют — наследник знаменитых Chevrolet El Camino и Ford Ranchero. Американцы к такому типу кузова давно охладели, чего не скажешь об австралийцах: Holden и Ford Australia до последнего продолжали выпускать юты на базе моделей Commodore и Falcon собственной разработки. Увы, сейчас вообще всё производство на Зелёном конти­ненте свёрнуто, а в следующем году General Motors упразднит и саму марку Holden.

Погрустить по этому поводу мы ещё успеем, а пока лучше посмотрите, как австралийцы решили попрощаться со своим любимым детищем (чуть ниже картинки!). Это HSV Maloo R8 LSA от подразде­ления Holden Special Vehicles. У него компрес­сорный V8 объёмом 6,2 литра, развивающий 557 лошадиных сил, злющий обвес совершенно супер­каровского вида, мощные тормоза AP Racing и множество других фишек, превращающих этот Maloo в самый неистовый ют из когда-либо созданных.

Ах да, ещё его можно было купить с механической коробкой — а вместе с ней водителю доставалась функция launch control, позволявшая этой бестии добираться до сотни за 4,6 секунды. Если это не автомобиль, воплощающий изначальную суть масл-кара, то что?

HSV Maloo
HSV Maloo
HSV Maloo
HSV Maloo
HSV Maloo
HSV Maloo
HSV Maloo
HSV Maloo

Да да это все дань памяти Австралийцев данной малышке HSV Maloo

Jensen Interceptor
Jensen Interceptor

Да, это тоже масл-кар! Пусть Jensen Interceptor производился в Велико­британии, а за его дизайн нужно благодарить итальянское кузовное ателье Carrozzeria Touring, сердце у этого красавца было истинно американским. Если точнее, в разные годы под капот ставились двигатели Chrysler объёмом от 6,3 до 7,2 литра: самая мощная версия «Пере­хватчика» с шести­камерным карбюратором развивала целых 390 лошадиных сил, выезжала из семи секунд до сотни и могла разогнаться до 235 кило­метров в час! Речь, на секундочку, о конце шести­десятых и первой половине семидесятых.

А ещё этот автомобиль лёг в основу Jensen FF — безумного инженерного экспери­мента, на многие годы опередив­шего своё время. Ведь в 1966 году британский спорткар оснащался системой полного привода! До АМС Eagle остаётся ещё 13 лет, до Audi Quattro — 14, и даже Subaru Leone, которую многие называют первой легковушкой с четырьмя ведущими, появится целых пять лет спустя. А если вам мало и этого, то знайте, что Jensen FF вдобавок оснащался антиблоки­ровочной системой тормозов — впервые среди дорожных автомобилей.

De Tomaso Pantera
De Tomaso Pantera

Что, и это масл-кар? В определённом смысле — да! Несмотря на средне­моторную компоновку и подчёркнуто европейский стиль, Пантера оснащалась фордовскими двигателями V8 и вообще была ориенти­рована в первую очередь на американский рынок.С маркой De Tomaso я познакомился с 90-ых на фантиках к жвачке Turbo.

Авто
268,3 тыс интересуются