Речь пойдет о недавно вышедшем в этом году фильме "Поступь Хаоса" от режиссера Дага Лайнера ("Мистер и Миссис Смит", "Грань будущего"), вероятно, со спойлерами.
Последние годы мы почти потеряли надежду на то, что могут выходить качественные фильмы, но вот неожиданно попался этот и порадовал. Хотя Кинопоиск ставит этому фильму оценку "5,4", и, похоже, отзывы критиков не лестные, нам кажется, что фильм недооценен.
Давайте разберем, с помощью каких конкретно художественных приемов этот фильм добивается успеха, и по каким пунктам он рискует пролететь. Как обычно мы не будем обсуждать здесь технические стороны (музыку, спецэффекты, актеров, звук) – примем за данность, что в этом фильме все эти вещи на высшем уровне, и сейчас уже редко какой фильм грешит этими моментами – кинематограф научился снимать кино красиво, эффектно, но не факт, что эти фильмы оставляют след в душе. Проблема качества современных фильмов зачастую не в картинке, а в сюжете и идейном содержании.
Случайно ли, но фильм снят по книге Патрика Несса "Поступь хаоса". Может быть, и этот факт объясняет то, почему фильм кажется более проработанным и более глубоким, чем среднестатистический с оригинальным сюжетом.
Кратко сюжет: Первая волна землян попала на планету Новый Мир, чтобы колонизировать ее. На этой планете у всех мужчин появляется "шум" - все их мысли озвучиваются и слышны окружающим. Главный герой Тодд Хьюитт – молодой парень, который только учиться управлять мыслями. Он находит недавно упавший на планету корабль, где погиб весь экипаж, кроме девушки. Девушка хочет отправить предупреждающий сигнал на свою базу (вторая волна колонистов) и, хотя остальные в его поселении против, Тодд хочет помочь ей.
Что со структурой сюжета?
Согласно классическому представлению о сюжете, в нем должны быть начало (привычный мир героя), завязка, развитие, кульминация и развязка. Иногда эти этапы делят на первый акт(экспозиция и завязка), второй акт (развитие) и третий акт (кульминация и развязка). В "Поступи хаоса" все этапы присутствуют, и идут хронологически, не оставляя нам шансов запутаться. Каждый этап идет положенное количество времени, с нужным темпом. Можно было бы придраться, что начало немного затянуто, но с другой стороны это оправдано – в любой фантастической истории довольно много аспектов и условий вымышленной Вселенной, о которых требуется рассказать перед завязкой.
Конфликт
В идеале конфликт должен читаться и на глобальном уровне, и на личном между конкретными персонажами. В "Поступи Хаоса" этот принцип выполняется. Глобальный конфликт: между женщинами и мужчинами; между двумя поселениями колонистов. И между Тоддом Хьюиттом и мэром его поселения.
Проработанность персонажей
Здесь не все гладко. По канону главный герой к концу истории должен в каком-то аспекте измениться до неузнаваемости. Тодд Хьюитт остается тем же: его отношение к мужчинам и женщинам осталось таким же. Он как был добрым парнем, так и остался. Единственное, что в начале фильма Тодд с восхищением относиться к мэру, а в конце сражается с ним и принимает участие в его убийстве, но этого явно недостаточно, чтобы сделать арку персонажа яркой.
Остальные персонажи тоже нельзя сказать что проработанные. Виолу, которую история должна была преобразить – не преображает. Главный антагонист, мэр города, тоже не меняется.
Да, у каждого персонажа есть свои понятные цели, к которым те стремятся изо всех сил – за это им плюс, но отсутствие ярких арок - возможно один из факторов, из-за которых фильм не зашел части зрителей.
Идея, поднятая тема, мораль, посыл фильма.
Вообще идея фильма с виду кажется претензионной и глубокой. Такая необычная метафора с мыслями, которые можно прослушивать, да еще и только у мужчин. В течение всего фильма кажется, что эту идею каким-то образом обыграют и подведут к поразительному выводу. Но это ощущение обманчиво. На самом деле в фильме более сильна тема половой дискриминации, и злоупотреблением властью. Допустим, метафора с "шумом" имеет значение.
Создатель фильма почему-то считает важным подчеркнуть через выдуманный мир, что женщины – более скрытные и загадочные существа, и от этого мужчины на них злятся и завидуют.
Но мы бы с этим поспорили. Бывают и более загадочные мужчины. Мотивы мужчин вовсе не лежат на поверхности, а мотивы женщин не трудно распознать в реальной жизни. Вообще вопрос загадочности не относится к полу. Он относится к развитости психики: чем более ты адекватен, тем лучше умеешь выражать себя в общении, и люди тебя понимают. И, наоборот, чем больше ты псих, тем сложнее окружающим, да и тебе самому, понять и аргументировать свои поступки. Таким образом, потенциал метафоры в фильме не реализуется в полной мере. Вся эта идея с мыслями остается мертвым грузом, и значение для сюжета имеет только тот факт, что женщины чем-то отличаются от мужчин. Неважно чем; это могло быть и не отсутствие "шума", а что угодно, кажущееся для мужчин более выгодным. Например, то, что у женщин более тонкая кожа, или более гибкая психика, или больший спектр переживаний в сексе, и мужчины якобы этому могут завидовать, и их в какой-то момент заклинит на этой почве.
Таким образом, фильм в итоге учит более банальным вещам: что надо не боятся пойти против толпы; что не надо поддаваться зависти. В конце торжествует дружба мужчины и женщины, и это очередная история о неравноправии полов, просто со странной реализацией, которая заставляла нас думать, что будет сказано нечто большее, или нечто более оригинальное.
Пожалуй, потенциал идеи с "шумом" был настолько необычным, что именно благодаря ему во многом этот фильм и захватывает внимание с самого начала – из-за очень нестандартного и фантастического воплощения. Сама фишка с туманом вокруг головы – оригинально и ново.
Почему фильм не оценило большинство?
Пожалуй, многих скорее смутила эта идея. Некоторым могло показаться, что мужчины выглядят нелепо с этими озвученными мыслями. Или то, что эти мысли нереалистичны. Здесь есть доля правды. Мне кажется, всем мужчинам скрасили чересчур пошлые мысли: они давно не видели женщин и тут вдруг увидели красивую девушку. А главный герой так вообще весь фильм с ней путешествует. Трудно поверить, что у него ни разу не проскочила порочная мысль, и самое страшное, о чем он подумал – это поцелуй.
Но нам все это казалось забавным, и делало повествование легким и комедийным. Возможно потому, что в глубине души хотелось бы, чтобы мыслями делились все, какими бы глупыми они ни были. Мы были бы готовы к такому уровню откровенности людей, но многие люди – скорее всего нет.
И особенно этот фильм вероятнее всего будет смущать людей, которые ненавидят выглядеть глупо, не чувствуют доверия к миру, и не готовы открываться.
Почему фильм недооценен?
Если сделать выборку фильмов именно этого жанра – приключенческой фантастики – то за последнее десятилетие урожай будет очень скудным. Типичной фантастики с супергероями или экшеном в космосе – тьма. Но трудно найти необычные и проработанные Вселенные с оригинальными идеями.
Да, не все в этом фильме идеально, но радует, что кто-то пытается сделать нечто отличающееся от попсы.
_____________________________________________________________
*Делитесь этой статьей с теми, кому нравятся подобные фильмы; пишите, нравится ли вам эта история? Помогла ли статья лучше понять структуру сюжета? Согласны ли вы, что этот фильм стоит просмотра?
И подписываетесь. На этом канале будут выходить другие подборки фильмов в жанре мистика, фантастика, комедия, драма, рецензии, обзоры книг, а также наши собственные истории подобного формата.