Красота - понятие субъективное. Кому-то нравятся носики с горбинкой, а кому-то подавай греческий профиль. Кто-то тащится от худеньких фигурок, а кому-то больше по душе приятные округлости.
Но одно остаётся неизменным - мужчины и женщины постоянно меняют свои стандарты красоты, и если вчера по этим стандартам ты была богиней, то не факт, что останешься ею завтра.
И сегодня я хочу вам, мои дорогие читатели и читательницы, высказать свою точку зрения по поводу постоянно меняющихся стандартов красоты в индийском кино. Это не попытка подвести их под какой-то общий знаменатель, не выявить стандарты по периодам, а попытка понять, какие сейчас вообще стандарты и с чем их кушать.
Важное уточнение номер один: в данной статье представлено моё личное мнение. Вы можете с ним быть согласны, можете не быть. Факт остаётся фактом, что я несу ответственность за всё, что напишу далее. Если вы считаете так же, то чудесно. Если нет, то право ваше. В любом случае, ни к одной из дам, кого я указываю в качестве примера, я не испытываю никакого негатива. Все они красавицы, очаровашки и лапушки.
Важное уточнение номер два: спойлеров по фильмам не будет.
Ну что, поехали?
Итак, красота и стандарт. Так уж повелось, что на протяжении всего существования человечества у людей развивались определённые предпочтения, которые потом и трансформировались в стандарты внешности. Например, в каменном веке особое внимание уделялось плодовитости первобытной женщины, потому она должна была обладать соответствующей внешностью - широкие бёдра, пышная грудь и большой живот. Вспомните статуэтки богинь того времени, той же шумерской Иштар - она явно не отличалась параметрами 90-60-90. В Древнем Египте в моду вошли девушки худенькие, с маленькой грудью, узкими бёдрами, стройными ножками. А в Древней Индии ценились тонкая талия, пышные бёдра и грудь. В общем, менялись времена, менялись и предпочтения. А прекрасные дамы старались соответствовать, даже если это соответствие представляло для них либо нестерпимую боль, либо прямую угрозу жизни.
И вот мы вступаем в век развития технологий, в век появления кино как вида искусства. Мы вступаем в XX век. Кино получило достаточно широкое распространение и в Индии, особенно после того, как она, будучи колонией Британской Империи, вынуждена была потерять часть своих исконных территорий. Но историю мы опустим, вернёмся к нашей теме.
С самого начала развития кино индийские женщины не особо допускались в эту профессию и в эту индустрию в целом. В приоритете были мужчины, вокруг них и строились все сюжеты, все картины. Но без созерцания красоты было ой как нелегко, потому в индийском кино стали привечать и женщин. В то время они старались соответствовать мужским предпочтениям, то есть, не отличались худенькими фигурами (наоборот, у большинства из них были весьма округлые формы), но у многих было миловидное личико, с миндалевидными глазами, аккуратным носиком, также в чести были тонкая шея и маленький рост.
Ярким примером представительницы очень красивой внешности 30-х годов XX века стала Девика Рани, так называемая первая леди индийского кино. Кстати, в 1945 году она вышла замуж за художника Святослава Рериха, потому всему миру она известна больше как Девика Рани Рерих.
Вот просто посмотрите на это лицо. Она реально выглядела как куколка, утончённая и фарфоровая. Отличалась также невысоким ростом, фигурка хоть и не была довольно округлой, но и худой тоже не смотрелась.
В 40-е года особо популярной стала Наргис (в замужестве Датт), ставшая всемирно известной благодаря плодотворному сотрудничеству с Раджем Капуром и съёмкам в фильме "Бродяга". Не менее утончённая, также невысокая, она по стандартам красоты была похожа на упомянутую выше Девику Рани Рерих, хотя внешностью и отличалась. Более того, Наргис была одной из тех актрис, кто не сильно гримировался для съёмок, тогда как остальные, по театральной памяти, на лицо накладывали хорошие такие слои грима. Потому на фоне остальных Наргис и смотрелась так по-неземному.
В 50-е года первенство в сердцах индийских зрителей заняла Мадхубала.
И снова, при относительном соответствии стандартам красоты - уникальная внешность. Ну скажите мне, разве Девика, Наргис и Мадхубала похожи? Разве человек, узнающий их, может всех трёх дам спутать? Как мне кажется, для индийского кино стала очень важна уникальность актрис, та самая изюминка во внешности, которая их отличает друг от друга. Если в театре преимущественно обращали внимание на то, как хорошо (или плохо) ты играешь - а зачастую, в индийские театры вообще не допускали женщин в качестве актрис, - то теперь внешность стала играть важную роль.
В 60-е года Мадхубалу с пьедестала сместила Аша Парекх.
Не худенькая девушка, правда? Широкие бёдра, но довольно небольшая грудь. Талия вроде бы есть, но не чётко выраженная. И ведь она безумно хороша, потому что - и я повторяюсь снова и снова, - уникальна. В лице Аши Парекх нет ничего, что роднило бы её с Наргис, с Девикой или Мадхубалой. Индийские актрисы, хоть и следуют моде в стиле одежды, в причёсках и макияже, всё равно обладают изюминкой, которая и отличает их друг от друга.
Я не имею права забыть и о Мине Кумари, также популярной актрисе в период 40-х годов, регулярно попадающей в рейтинги красивых актрис Болливуда. Да что там говорить, она даже в мой попала.
Не могу не упомянуть Вахиду Рехман, Нутан (ставшую носить фамилию Бехл после замужества), Виджаянтималу, Хелен, Мумтаз... список, на самом-то деле, можно продолжать бесконечно, если вспоминать всех ретро-актрис, ставших популярными в XX веке.
Скажите мне, разве они похожи друг на друга? Разве не у каждой из них есть своя изюминка, которая и сделала их такими уникальными? Я вам отвечу - похожести нет, изюминка в наличии имеется. И это движение развивалось с каждым годом в индийской киноиндустрии. Актрисы, которые начинали сниматься, старались найти в себе ту самую уникальность, которую и развивали со временем. Мы вспомним и Хему Малини, и Мадхури Дикшит, и Зинат Аман, и Шридеви, и Джаю Праду, и Каджол...
Вот это стремление найти изюминку, потом её развить - разве это не чудесно? Я настолько влюблена в уникальность индийских актрис, работавших в XX веке и начавших в ранних 2000-х, что смотреть на них одно удовольствие. И ничего с этим поделать я не могу.
Конечно, были среди представительниц профессии и те, кто походил друг на друга, но это либо случайно так выходило (ну, знаете, такая шутейка от природы, весёленькая), либо те, кто приходил в индустрию позже, банально пытались походить на своих коллег по цеху, чей стаж был намного больше. Вот последнее, кстати, и нехорошо - ну чего тебе стоит найти какую-то уникальную черту и развивать её? Это не требует особых усилий, по идее. Но нет, копировать кого-то другого, более успешного, гораздо "лучше". Этакие вторые Мадхури Дикшит, Шридеви, Хемы Малини, которых даже не двое и не трое, а десятки. И где, простите, все эти девушки-копирки? Многого ли они достигли? А ведь у них были все возможности для развития собственной уникальности.
И вот начался XXI век. На первый план выходят уже другие стандарты, корнями своими уходящие ещё в Голливуд. Теперь округлые формы уже не в моде, подавай режиссёрам и зрителям обладательниц модельных фигур. И тогда наступает время для других актрис.
Теперь актрисы перестают набирать вес, наоборот - начинают за ним следить. Садятся на диеты, посещают спортзалы, в общем, фигурки свои оттачивают от и до. По образу и подобию голливудских див. Конечно, на фоне таких кукольных красавиц индийские актёры смотрятся очень даже брутально, и потому культ худобы в Болливуде начинает реально процветать.
Конечно, никуда не пропали актрисы, кто похвастаться модельными формами не мог, кто внешне соответствовал ранним стандартам красоты - фигуристые, роскошные дамы ничуть не потеряли своей популярности, просто теперь им приходилось конкурировать с другими красавицами, и не всегда это соревнование завершалось в пользу старых стандартов. Я, конечно, не скажу, что это стремление к европеизации (о некоторых аспектах этой тенденции я напишу чуть ниже) - какое-то плохое явление. Нет, оно скорее нейтральное, и каждый человек волен выбирать, какой у этого будет вид - позитивный или негативный. В конце концов, люди меняются со временем, старое уступает место новому, так было, так есть и так будет всегда. Раньше мы и подумать не могли, что технологии разовьются настолько сильно, что нам даже не надо будет вставать с места, чтобы поставить чайник (кстати да, есть уже и такие, которые работают через приложение).
Технологии развиваются практически во всех сферах жизни человеческого общества. Развивается инфраструктура, развивается медицина... развивается пластическая хирургия.
Нельзя сказать, что ею не пользовались и раньше, до XXI века. Ведь если вы даже вспомните индийские фильмы периода 80-х годов, ту же "Жажду мести", то там наглядно демонстрируются возможности изменить свою внешность хирургическим путём. Устранить несовершенства, получить новое лицо, а вместе с ним, как полагают многие, и новую жизнь. Даже мега-популярные индийские актрисы не гнушаются делать пластику, если в собственном лице, полученном от природы, их что-то не устраивает. Наглядный пример - Шридеви. Будучи обладательницей не самого узкого носика, она спустя какое-то время этот самый нос и исправила, сделав её точёным, изящным - любо-дорого посмотреть.
Оправдано ли было её стремление исправить свою внешность? Отчасти да, в конце концов, некоторые её черты не устраивали саму актрису. А раз она имеет возможность, в том числе и финансовую, так почему бы нет? Были, конечно, и другие актрисы, кто обращался к пластическим хирургам, подправляя ту или иную несовершенность своей внешности. Лично мне, несмотря на мою любовь к красоте естественной, импонировало то, что они всегда умудрялись останавливаться вовремя.
Но это, к сожалению, не всегда происходит сейчас.
Помните ли вы довольно популярную актрису айтем-номеров, девушку по имени Коена Митра? Она ещё довольно часто ходила в купальниках и прочей открытой одежде. Девушка красивая, роскошная, необычная. А потом проходят несколько лет затишья и зрители видят её уже другой. Совершенно непохожей на ту Коену, которая полюбилась многим. С тех самых пор как Митра обнародовала свои фотографии после пластических операций, за ней закрепилось прозвище пластикового монстра. К сожалению, и я не хочу этого отрицать, хирург ей попался такой, что ему только руки оторвать и остаётся. На милом и точёном личике были буквально наклёпаны совершенно несочетающиеся друг с другом черты внешности, и единственное, что в ней осталось от самой Коены - только глаза, их миндалевидный разрез.
Чуть более позитивной выглядит аналогичная ситуация с Айшей Такией, которая тоже стала популярной на короткий промежуток времени - разве что не в айтем-номерах. Но эта фигуристая девушка запомнилась многим. И во многом благодаря своему очаровательному личику. Что произошло с ней потом? А снова пластика! Увеличены губы, в скулах определённо сделаны филлеры, и вместо привычной всем обаяшки Айши публике предстаёт совершенно другая девушка. С тем же именем, с той же душой, но на лицо уже другая.
И да, про Ракхи Савант я вообще молчу, даже пугать вас её фотографиями не хочу. Но там ситуация ещё страшнее, чем у Коены и Айши. Намного страшнее.
Так вот, назревает у меня вопрос. Неужели последствия неудачной пластики стоят того, чтобы ложиться под нож хирурга? Да, я понимаю, что они не знают, какое лицо у них будет после операций, но доверяют врачу, и это их доверие обманывают. Но это только по одной из версий. А что, если наружу выходит другая версия, куда более страшная? Что, если они настолько недовольны своим лицом, что стремятся постоянно его корректировать, чтобы не видеть в зеркале, цитирую, "эту страшную образину"? Тогда, господа, мы становимся свидетелями ярких примеров дисморфофобии, психического заболевания, при котором больной не приемлет какой-то части своей внешности. Страшно ли это? О да, безумно страшно.
Я понимаю также и то, что этими попытками исправить своё лицо (а иногда и тело) актрисы пытаются вернуть былую популярность, пытаются вернуть те чудесные годы, когда о них говорили если не все, то многие. На практике же получается так, что популярность актрис далеко не всегда так прочна, как у мужчин, их быстрее забывают, и им постоянно приходится подогревать интерес к себе, в том числе и разными скандалами. Оправдано ли такое поведение даже в условиях нестабильной популярности? Ну, вот тут я не могу сказать чётко, потому что банально не нахожусь в их шкурах. Как по мне, пластическая хирургия не вернёт тебе былой славы, если твоё имя уже позабыто. Только труд, только постоянная работа могут стабилизировать популярность. Не лицо, но дело.
Так мы плавно подходим к тому, что стандарты красоты в нынешнее время зависят, во многом, именно от тенденций в пластической хирургии. Если в моде пухлые губы, то каждая вторая или третья индийская актриса бежит их увеличивать, и наплевать, что это реально диссонирует с остальной их внешностью. Если в моду входят носы с горбинкой - вуаля, мы будем делать и их, даже если у нас античный профиль. Мода - величина непостоянная, она меняется регулярно, и ты банально можешь не обратить внимания на то, что веяние уже сменилось, и твоё лицо больше не подходит под понятие красивого. Вот только подумайте сами, милые мои читатели и читательницы. Запоминаем ли мы актрис, которые выглядят как продукт конвейерной ленты пластического хирурга, или тех, в ком есть какая-то изюминка, индивидуальность? Все всё понимают, что запоминают именно уникальность, а не клонированность.
Опять же, я не могу не уточнить, что многие актрисы - в частности, и индийского кино тоже, - бегут к врачу не в стремлении своей новой внешностью вернуть популярность, а банально стараются не постареть. Чтобы, допустим, та же Каджол Девган и дальше могла играть роли девушек, она в теории спокойно могла бы пойти к врачу и омолодить себя. На практике же она - одна из тех актрис Болливуда, кто вообще не парится по поводу собственного лица. Ну есть у неё монобровь, ну и что с того? На фотографиях её отретушируют, на съёмках загримируют. Важно, что она себя любит, ценит и принимает такой, какая она есть, вот со всеми её достоинствами и недостатками. Чем не ролевая модель, правда?
Я понимаю это желание продлить молодые годы, вот только природу-то не обманешь. Ты можешь выглядеть как 20-летняя девушка, тогда как твоему паспорту уже за 40 годков. Но внутри тебя, в твоём теле всё будет как раз сорокалетнее, и однажды никакая пластика, никакие омолаживающие процедуры просто не помогут. Они выдадут тебя и твой возраст, а публика отвернётся, потому что они не любят, когда им врут. Хотя да, многие подозревают подозрительно молодых на лицо, но не фактически юных актрис именно что в пластике.
Потому я так обожаю актрис, которые умеют красиво стареть. Которые принимают себя такими, какие они есть, без беготни за молодостью. Вот вам в пример уже упоминаемая Вахида Рехман - да, она уже в преклонном возрасте, но как же хороша.
И теперь мы подходим к непосредственному вопросу, выведенному в название статьи. Нужны ли стандарты красоты в индийском кино или от них можно отказаться?
Давайте, прежде всего, поймём вот что. Стандарты красоты появились очень давно, они влияют на общество сейчас и, скорее всего, будут продолжать влиять. От них не убежать, пока в самом обществе всех людей не будет изжит стереотип, что красота куда как важнее того, что внутри. Об этом (о том, что внутренняя красота лучше) также давно знают люди, только не все и не всегда это демонстрируют. Будет ли изжит стереотип приоритетности красоты? Неизвестно. Будем надеяться, что да, когда-нибудь он исчезнет - правда, надежда эта из разряда утопических, так как люди всегда будут хоть чем-то, да недовольны.
И раз мы не можем устранить сам институт стандартов красоты, мы можем вынудить его работать на нас самих. Нет, я вовсе не говорю о том, что индийским актрисам нужно постоянно подстраивать себя под чужие идеалы. Я говорю о том, чтобы устанавливать собственные стандарты. Как это сделала Каджол. Как делают некоторые представительницы Болливуда и сейчас, просто не в тех масштабах, в которых хотелось бы. И как делают мужчины-актёры, хотя и в их случае тоже вылезают стандарты красоты, но не так часто. Пример-то прямо перед глазами.
Потому ответ следующий. Стандарты красоты являются неотъемлемой частью любой индустрии, тесно связанной с искусством. Возможно, они не нужны как таковые, но как ориентиры могут вполне быть использованы. Разве что значения им придавать не особо стоит. Не стоит зацикливаться на них.
В отношении индийских актрис тоже хочется разрушить это поклонение стандартам красоты, ведь сколько примеров есть, где та или иная дама напрочь не соответствовала тому идеалу, который был в ходу в период её популярности, но она всё равно была известна и любима.
Может, стандарты красоты и не нужны, особенно если мы желаем смотреть на талант, а не на внешность, но от них пока что не избавиться. Но ведь всегда можно обратить то, что тебе не нравится, себе на пользу.
Вот такой получилась моя статья. Я понимаю, что она недостаточного размера для моих обычных работ, однако вот что выдало вдохновение, то и перед вами. Опять же, мне интересно прочитать ваше мнение по данному вопросу. Вы можете согласиться с моим, дополнить его или отринуть его вовсе - всё это можно и нужно писать в комментариях. Автор всегда готова пообщаться.
И простите за философствования, если что.
До встречи в следующей статье!