Ан - 2 (Кукурузник)
Самолёт разработан конструкторским бюро Антонова в конце 1940-х годов и поступил в эксплуатацию в 1948 г. Изначально задуманный как сельскохозяйственный самолет, Ан-2 быстро стал многоцелевым и выпускался в 16 различных гражданских и военных модификациях. На местных воздушных линиях СССР многие годы выполняли полеты пассажирские самолеты Ан-2П.
Всего с 1947 по 1960 г. в СССР было выпущено более 5000 самолетов Ан-2, которые также поставлялись на экспорт в 26 стран мира.
Ту - 104
Первый советский пассажирский самолёт на реактивнтй тяге и первый реактивный лайнер в континентальной Европе.
История этого самолёта началась ещё в 1953 году, когда КБ Туполева получило задание создать реактивный пассажирский лайнер. За основу, чтобы не терять время, туполевцы взяли разработанный только что бомбардировщик Ту-16. В техническом задании на Ту-104 было указано, что машина должна брать на борт до 50 пассажиров и до 1250 кг груза, летать со скоростью 959-1000 км/ч на расстояние от 3200 до 3500 км и иметь длину разбега не более 1650 м.
В декабре 1954 года госкомиссия утвердила макет, а уже в марте 1955 года была построена опытная машина.
Хрущёв особенно гордился Ту-104 как передовой авиаразработкой тех лет, и даже использовал такой самолёт для визита в Лондон в 1956 году, хотя авиационные эксперты считали такой шаг рискованным. Но Хрущёв решил личным примером доказать состоятельность новейших самолётов, и перелёт прошёл благополучно.
Ил - 62
Первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт межконтинентальной дальности, разработан в ОКБ имени Ильюшина в 1960 году с учётом мировых требований к воздушным судам такого класса для замены самолётов Ту - 114.
Эксплуатация Ил-62 началась в 1967 г. В январе 1974 г. на воздушные линии вышел усовершенствованный лайнер Ил-62М с более мощными и экономичными двигателями и дополнительными топливными баками, что позволило увеличить дальность полета. В 1978 г. также был разработан вариант Ил-62МК с повышенной взлетной массой и пассажировместимостью, который не получил распространения.
За время серийного производства с 1966 по 1995 гг. выпущено 290 самолетов Ил-62. Около трети из них были поставлены на экспорт в социалистические страны.
Ту - 154 (Рабочая лошадка)
Примечание:
(Ещё его называют «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка» или «Аврора» на жаргоне пилотов)
Советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров.
Самолет был разработан в 1960-х годах в конструкторском бюро авиационного завода №156
( с 1989 года - Авиационный научно-технический комплекс имени А. Н. Туполева, ныне ПАО "Туполев" в составе "Объединенной авиастроительной корпорации", ОАК).
Новый самолет создавался на замену первому советскому реактивному среднемагистральному авиалайнеру Ту-104. Первый полет был выполнен 3 октября 1968 года. В серию пошла модификация Ту-154А. Первый регулярный рейс самолет этого типа выполнил 9 февраля 1972 года по маршруту "Аэрофлота" Москва - Минеральные Воды. Последний в гражданской авиации РФ Ту-154 с регистрационным номером RA-85757 совершил свой заключительный рейс с пассажирами 28 октября 2020 года.
Крупносерийное производство Ту-154 велось с 1970 года по 2013 год на Куйбышевском авиационном заводе (с 1996 года - ОАО, затем АО "Авиакор - авиационный завод", Самара). По данным ПАО "Туполев", всего построено не менее 930 единиц разных модификаций. 166 из них были поставлены за рубеж.
Ту - 144
Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-х годах, производившийся в Воронеже.
Первый полет опытного Ту-144 состоялся в последний день 1968 года, за несколько месяцев до первого полета прототипа «Конкорда», а в 1973 году во время показательного полета в Ле Бурже один из самолетов разбился. Однако позже, в 1975 и 1977 годах, самолет вновь показывали на том же авиасалоне. Началась и коммерческая эксплуатация — сначала в качестве грузового, а затем и пассажирского лайнера.
Поводом для прекращения эксплуатации Ту-144 на пассажирских направлениях (они летали из Алма-Аты в Москву) стала катастрофа опытного экземпляра в Подмосковье, но есть мнение, что на деле основная причина — дороговизна и нерентабельность: даже несмотря на более высокую стоимость билетов, чем на обычные самолеты, они не могли покрыть расходов на эксплуатацию.