- Где оно, ты, одноглазый кре́тин?!
- Ну, во-первых, не кре́тин, а крети́н! Пугать надо ГРАМОТНО! А во-вторых… сам ты кре́тин, если думаешь, что, похитив меня, побьешь рекорд! (цитата из мультфильма «Корпорация монстров»)
Глаза кровоточат, когда читаешь опусы юных и не очень блогеров, "форумщиков". Рекламные баннеры, бегущие строки на телеэкранах – это отдельная история повсеместной безграмотности.
Как учитель русского языка с 20-летним стажем могу смело заявить, что правила написания букв даются сложно. И все потому, что современное образование не дает пройти любой орфограмме 3-хэтапный путь освоения.
Именно алгоритмичная работа над орфограммой даст свои результаты.
Орфограмма – это как вино, ей выстояться надо
Самая первая орфограмма, которую изучают дети с первого класса, и почему-то не осваивают до самого 11 – это безударная, проверяемая ударением. Вроде, что может быть легче – проверяй ударением, да и все!
Я вижу этому одно объяснение. Учителя СПЕШАТ БЫСТРЕЕ научить правилу написания. Однако наука говорит о другой последовательности изучения любой орфограммы.
«Орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий НАМЕРЕННО обращается к правилу, так как осознаёт наличие орфограммы в слове», - считает П.С. Жедек.
Вставить пропущенную гласную - дети легко решают готовую орфографическую задачу. А чтобы написать правильно слово в тексте, им потребуется самостоятельно поставить задачу: найти безударную гласную, а потом уже ее проверить и написать.
Вот это орфографическое умение, именуемое орфографической зоркостью, и следует формировать.
Что такое орфограмма и как не угодить в болото?
Небольшой экскурс в понятие орфограммы будет очень важным. Орфограмма – это болото, в которое, угодив, можно сгинуть – опасное место, черт побери. Важно на первом этапе научится в слове видеть такое топкое место, место, где можно допустить ошибку.
Для орфограммы «Безударная гласная» - это, логичные мои, слабая позиция гласной буквы в слове – это когда на гласную букву не падает ударение. Все просто.
1 этап – Ищем опасное место в слове
Выполним упражнение первого этапа – будем искать опасные места в слове – произносить слова и определять безударную позицию. Как найти ударение в слове? Да очень просто! Ударный слог произносится с большей силой и как бы длительностью в голосе. Нужно как бы окликнуть, назвать этот предмет: ру-у-у-чка!
Гласные, на которые ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, а самое главное, изменяется: вада (вместо написанного слова вода).
Слова для тренировки:
- Грибок, слова, водичка, земля, садовый, трясет, висит, стена, окно, листок, листик, глаза, дворы, зерно, мосты, ряды, ведро, моря.
- Правдивый, лебединый, крикливый, кленовый, ветвистый, большой, ленивый, больной, ледяной.
- Скрипеть, держать, дрожать, дарить, светлеть, сторожить, голодать, веселить, зеленеть, кормить.
Какое слово лишнее?
Правильно, «листик», в этом слове нет безударной гласной в корне слова. Гласная находится под ударением, значит, в написании корня вы не допустите ошибки.
2этап - Заучивание правила
Безударные гласные а, о, и, е, я в корне надо проверять. Для проверки необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением: домовой – дом, земля – земли, стена – стены.
Во многих словах безударные гласные а, о, е, и, я нельзя проверить ударением, например: огурец, рисунок, воробей.
Слова с непроверяемыми гласными надо запомнить и посмотреть их написание в орфографическом словаре (дети такие слова запоминают в школе на уроках).
Выполняем упражнение. Необходимо подобрать проверочные слова так, чтобы проверяемая гласная была под ударением. Вставить полученную орфограмму. Например, д.жди – дождь, о под ударение в проверочном слове, значит вставляем безударную гласную букву о.
Слова для тренировки:
- Д . жди, к . за, гр . за, ж . ра, ш . ги, стр . ла, пч . ла, п . ла.
- Гр. ница, в .ршина, д . лина, г . лубка, б . да, к . нец, н . зина.
- Кр .льчата, м . слёнка, см . льчак, ст . рожка, в . нты, пл . щадка.
3 этап - Нахождение слов с нужной орфограммой и проверка
Для прохождения этапа, необходимо выполнить ряд орфографических упражнений, которыми сейчас пестрят просторы Интернета. Чем я также не замедлила воспользоваться.
Найти и подчеркнуть в словах безударную гласную, проверяемую ударением:
- зелёная травка, полевая дорожка, стальной нож, степная дорога, большой город, больной зуб, часовой завод, мясной суп, цветные флажки, тяжёлый груз, родной брат, лесная тропа.
Среди слов найди проверочное слово:
- перо, перья, пернатые; тропка, тропа, тропинка; звонкий, звонок, звонить; далеко, даль, далёкий.
Записать лишь слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением:
- наводнение, повар, погрузка, аллея, родник, ночлег, долина, утренний, зацепился, заскрипел.
Все эти методические хитрости, создаваемые на протяжении многих лет учителями, позволяют предупреждать ошибки, способствуют развитию орфографической зоркости.
Представленная поэтапная система работы над любой орфограммой позволяет уменьшить количество ошибок, сформировать грамотное письмо.
Подписывайтесь на канал Дзен!