Стюарт Гордон не может похвастаться известностью Уэса Крэйвена, Джона Карпентера или Джорджа Ромера, но его вклад в жанр фильмов ужасов немал. Именно у Гордона получилось снять самые удачные киноадаптации текстов Говарда Филипса Лавкрафта, несколько почти культовых фильмов категории "Б", а также в отличие от большинства коллег по цеху, к концу карьеры снимавших совсем маловразумительное кино ((не)смотрите "Дракулу" Ардженто или "Палату" Карпентера), самые сильные работы свои работы создал уже на закате творческого пути.
14 отличных и не очень фильмов Стюарта Гордона
Реаниматор (Re-Animator), 1985
Режиссерский дебют Гордона сразу же "попал в яблочко". Согласно консенсусу зрителей и критиков, именно "Реаниматор" считается лучшей на данный момент экранизацией Лавкрафта. "Зов Ктулху" и "Шепчущий во тьме" из 2000-х проходят по рангу фан-фильмов.
Извне (From Beyond), 1986
Спустя год Стюарт Гордон закрепляет успех адаптацией другого рассказа Лавкрафта. Фильм получился немного слабее, хотя тема именно лавкрафтовского космического ужаса в нем раскрыта даже лучше.
Куклы (Dolls), 1987
Хотя "Куклы" позиционируются киносайтами как хоррор, в действительности это жутковатая сказка для детей старшего школьного возраста, снятая приблизительно для той же аудитории, для которой Уэс Крэйвен сваял "Людей под лестницей". Сюжет у фильма характерен для хоррора 80-х: спасаясь от грозы будущие жертвы забредают в стоящий на отшибе дом, но вместо призраков или маньяков с бензопилой нарываются на пару эксцентрических стариков и их оживших кукол.
Робот Джокс (Robot Jox), 1989
Фильм, который занимал место рядом с мультсериалом "Трансформеры" в сердцах тех, чье детство пришлось на начало-середину 90-х. К слову, в России фильм оказался даже более популярен, чем в США. Почему Стюарт Гордон после ужасов снял чисто развлекательный фильм про бои гигантских роботов в постапокалиптическом мире не совсем понятно. Получилось странно, но незабываемо.
Дочь мрака (Daughter of Darkness), 1990
Готический фильм ужасов о приезжающей в Румынию на поиски отца молодой американки, которая нарывается на клан вампиров, получился на удивление скучным и практически лишенным саспенса. Не помогло не наличие постаревшего, но все еще харизматичного Энтони Перкинса, ни Миа Сара в главной роли, обладающая 100% внешностью "девушки в беде".
Инквизитор: Колодец и маятник (The Pit and the Pendulum), 1991
Следующий фильм Гордона получился заметно лучше. Режиссер променял Лавкрафта на другого классика тревожащих разум историй - Эдгара Аллана По, хотя от новеллы последнего в фильме осталось совсем немного. Кино получилось чем-то средним между приключениями "плаща и шпаги" и хоррором. Главной удачей фильма стало приглашение на роль Торквемады Лэнса Хенриксена, который умеет играть одновременно избыточно-опереточно, но при этом выглядеть устрашающе.
Крепость (Fortress), 1992
Проба пера режиссера в жанрах антиутопии и боевика. Кристофер Ламберт пытается сбежать из тюрьмы будущего вместе со своей женой. Визуально фильм выглядит как нечто среднее между крупнобюджетной голливудской фантастикой и фильмами категории "Б". Наряду с "Киборгом" Альберта Пьюна и вышедшим в том же, что и "Крепость", году фильмом Тони Мэйлама "Считанные секунды" входит в классику антиутопического-постапокалиптического боевика 80-х и 90-х.
Урод в замке (Castle Freak), 1995
Гордон возвращается к творчеству Лавкрафта, но получается у него заметно слабее, чем с "Реаниматором" и "Извне".
Космические дальнобойщики (Space Truckers), 1996
В 1996-м Стюарт Гордон получает самый крупный в своей карьере бюджет и снимает эксцентрический космический вестерн с элементами черной комедии. В России "Космических дальнобойщиков" в отличие от США любят, и это тот случай, когда культовый статус фильма не только понятен, но и оправдан.
Волшебный костюм (The Wonderful Ice Cream Suit), 1998
Самый странный фильм в фильмографии Годона - экранизация пьесы Рэя Брэдбери. Эксцентрическая сказка для взрослых, которую можно было бы обозвать "магическим реализмом". По сюжету, четверо не совсем адекватных маргиналов, скидываются, чтобы купить вскладчину костюм кремового света. После чего с каждым из персонажей начинают происходить странные вещи.
Дагон (Dagon), 2001
И снова экранизация Лавкрафта, на этот раз снятая в Испании с местными актерами. Хотя у этого фильма Гордона есть свои достоинства и поклонники, двум первым экранизациям Лавкрафта он уступает.
Король муравьев (King of the Ants), 2003
В начале 2000-х казалось, что Стюарт Гордорн снял всё, что мог снять и будет делать однотипные хорроры до конца жизни, но в 2003-м он внезапно полностью переизобрел себя как режиссера и снял первый фильм условной трилогии социальных ужасов. Начинается "Король муравьев" как неонуар - главного героя молодого люмпена без образования и не особо одаренного (чем-то напоминающего Джесси Пинкмана из известного сериала) нанимают сначала следить, а потом и убить некого юриста. Но где-то в середине фильм меняет тональность и превращается в фильм пыточных ужасов.
Счастливчик Эдмонд (Edmond), 2005
Экранизация пьесы Дэвида Мэмета о белом воротничке, которому осточертела его жизнь, и он пытается пуститься в загул. Начинается фильм почти как комедия: такому восприятию в немалой степени способствует актерская игра Уильяма Мэйси, но уже к середине фильм, как и "Король муравьев", меняет тональность. "Эдмонд" вышел немного слабее "Короля муравьев", в основном из-за сценария - Мэмет в отличие от Гордона неисправимый моралист.
Засада (Stuck), 2007
Последний фильм Гордона. Основан на реальной истории, как черная медсестра сбила белого бомжа, который застрял в лобовом стекле. После происшествия отогнала машину в гараж, где попыталась добить жертву, но тот сумел выжить. Для экрана историю пришлось подрихтовать - герой выжил, а цвет кожи неудавшийся убийцы сделали белее.