Короче, коллаж - это форма искусства, где в ход идёт всё, что не жалко. Вырезки из газет, цветная бумага, ткань, старые фотки и тому подобное. Это такая форма живописи, где можно обойтись без карандаша или кисти. Берёшь клей и собираешь картину. Вроде бы, все легко и просто. Но как отличить простую аппликацию от искусства? Попробуем разобраться.
Довольно часто коллаж рассматривается как смесь «высокого» и «низкого» искусства. Высокое искусство означает наше традиционное определение изобразительного искусства, а низкое искусство - это искусство, предназначенное для массового производства или рекламы. Коллаж - это новая форма современного искусства, популярная техника, которую используют многие художники.
Коллаж стал формой искусства в период синтетического кубизма Пикассо и Брака. Этот период длился с 1912 по 1914 год.
Сначала Пабло Пикассо приклеил клеёнку к поверхности «Натюрморта с плетённым стулом» в мае 1912 года. Также он обмотал веревку по краю овального холста. Затем Жорж Брак наклеил обои с имитацией древесины на свое произведение «Блюдо с фруктами и стакан». Работа Брака называется papier collé (бумажная наклейка), особый вид коллажа.
В 1916-1923гг. коллаж стал вновь популярен у дадаистов и сюрреалистов. Одна из ярчайших представителей дадаизма, Ханна Хёх использовала вырезки из газет, чтоб сделать своё одно из самых известных творений « Вырезано кухонным ножом», или « Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». Она изобразила не только все проблемы германского общества 1919-1920 годов, но и показала пророческий образ всей Европы 20 века.
Её коллега-дадаист Курт Швиттерс, начиная с 1919 года, также склеивал клочки бумаги, которые он находил в газетах, плакатах и рекламных объявлениях. Швиттерс называл свои коллажи «Merzbilder». Это слово образовалось из немецких слов Kommerz (коммерция), которое было на фрагменте рекламы в его первой работе, и bilder (картинки).
Многие ранние сюрреалисты также использовали коллажи в своих работах. Среди лучших примеров - труды одной из немногих женщин-сюрреалистов Айлин Агар. Ее работа « Драгоценные камни» представляет собой страницу каталога антикварных ювелирных изделий с вырезанной фигурой человека на разноцветной бумаге.\
Однако, современники и критики относились к данной технике негативно, аргументируя тем, что это приводит к декадансу и ставит крест на развитии всего искусства в целом. В дальнейшем, нацисты будут использовать примеры таких произведений на своей известной выставке "Дегенеративное искусство", пропагандируя пагубное влияние авангардистов на культурные ценности германского народа.
Но в чём же заключается польза коллажа?
Коллаж предлагает художникам то, чего нельзя найти в одних только плоских работах. Это возможность добавлять комментарии через знакомые образы и объекты. Многие художники считают, что вырезки из журналов и газет, фотографии и даже ржавый металл или грязная ткань - отличные средства для передачи сообщения. Сложно добиться такого, используя одну лишь краску. Например, сплющенная пачка сигарет, наклеенная на холст, оказывает более сильное воздействие, чем просто раскрашивание сигареты.
Возможности использования коллажа для решения самых разных задач безграничны. Довольно часто художник оставляет подсказки в элементах произведения, чтобы отсылать к чему угодно, от социальных и политических до личных и глобальных проблем. Сообщение может быть не откровенным, но его часто можно найти в контексте.
Все эти работы первой половины 20 века вдохновляли новые поколения художников. Многие продолжают использовать коллаж в своих произведениях и по сей день в современном искусстве.
P.S. Благодарю за внимание! Подписывайтесь на канал, впереди много интересного.
Все фотографии взяты из открытых источников.
#современное искусство #пикассо #история #культура