Каждый раз, когда мы читаем житие святого, помимо того, что удивляемся его мужеству, восхищаемся его подвигом, ужасаемся его испытаниям, мы задаемся вопросом: а зачем я это читаю? Какая мне от этого польза? Что именно я могу почерпнуть в этом конкретном житии? Каким поступкам того или иного святого я могу подражать? Эти и без того сложные вопросы тем более сложны, если речь идет о таких житиях, как «Житие Марии Египетской», чей подвиг совершенно несопоставим ни с чем, с чем мы сталкиваемся в жизни. Но при этом данное житие поставлено Церковью в «привилегированное положение»: преподобной Марии посвящена неделя поста, есть особая служба «Мариино стояние», во время которой заново читается Покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной. Почему? Неужели мы все должны на многие годы уйти в пустыню, ни с кем не общаться, питаться чем придется и даже не причащаться? Конечно, нет. Значит, в этом житии есть какая-то иная мораль, актуальная в практическом плане для всех христиан.
Я думаю, что ключевым в житии преподобной Марии является не ее бегство от людей, а как раз наоборот — желание быть с ними. Вспомните, что покаяние и преображение святой произошло не в пустыне, а в храме в окружении огромного количества людей, пришедших на праздничное богослужение. Её ужаснуло как раз то, что она не может вместе с остальными войти в храм, участвовать в богослужении, прикоснуться ко Кресту. Вот как раз этому страху остаться вне храма, вне церковного общения, вне общины, вне причастия и нужно учиться у преподобной Марии. Удивительно, но мы как раз на это редко обращаем внимания, потому что нам не страшно остаться вне храма. Даже пандемия нас мало чему, увы, научила. Мы похожи на тех, о ком говорит митрополит Трифон (Туркестанов): «Но, может быть, кто-нибудь из нас скажет: да, но ведь Марии было особое призвание от Бога. Но, собственно говоря, какое же особое призвание? То, что за теснотою она не могла войти в храм Иерусалимский? Но громадное большинство не обратили бы внимания на это и, может быть, с радостью пошли бы домой». Наша задача, подобно преподобной Марии, не «уйти домой», но вовремя услышать голос Бога, голос совести, и прийти к Нему, прийти в храм"