Начинаем месяц джаза вместе с главным редактором Волюм. В ближайшие недели разберем все аспекты жанра, который до сих пор удивляет.
Этот пост посвящается новичкам и интересующимся музыкой, которые хотят понять и влюбиться в джаз, уверяю вас, именно влюбиться: другого слова не подберешь.
Все кроме истории появления и развития жанра будет по большей части субъективно. Во-первых, потому что жанр настолько многогранен, что каждый сам выбирает тех, кто ему больше нравится.
Во-вторых, это будет касаться в основном современного джаза, пластинки, повлиявшие на жанр и музыку в целом уже, доказали свое качество и шедевральность.
Надевайте пиджаки, вечерние платья, блестящие туфли и усаживайтесь поудобнее.
Джаз прошел долгий и тернистый путь, чтобы оформиться в самостоятельный жанр. Он возник в начале ХХ века в южной части Америки. Как и многие другие жанры, его выделяла противопоставление популярным на этот момент жанрам. Экспрессия, эмоции, импровизации и экспериментальность — это до сих пор остается свойственным джазу. Одним из ключевых моментов является характерная хаотичность джаза, когда один музыкант подстраивается под другого, в то время пока другой человек отталкивается от игры первого. Возможно, это пошло из-за того, что музыканты приходили в коллективы из разных жанров и таким образом джаз стал противопоставлять себя блюзу, регтайму и шансону, но в тоже время объединял их всех в себе.
Определить происхождение название остается довольно сложным: кто-то связывает это с модным на тот момент ЖАСмином в парфюмерии, кто-то с рабством в США, но это не так важно.
До 1890
До появления в Америке неким подобием джаза была африканская музыка из Конго, которую исполняли рабы, дабы развлечь себя в свободное от работы время, их чувственность и эмоциональность остались в музыке от части и создав ту самую хаотичность, о которой писали раннее.
1890-1920
Именно в эти года и происходит все самое интересное, и джаз из музыки рабов становится (и остается) самой свободной музыкой.
Постепенно он переходит на юг Соединенных штатов, став уже упомянутым регтаймом и афроамериканским фольклором, что уже создавало почву для становления звучания. Постепенно с помощью сарафанного и обычного радио новый ритмичный и глубоко духовный звук стал завоевывать сердца как элиты, наслаждающейся мелодическими приемами, так и обычных рабочих, которые хотят на выходных сходить на танцы. Интересно отметить, что помимо обычных способов распространения музыки, на это повлиял рейс по Миссисипи, на котором зачастую выступали музыканты, на рейс заходили и сходили люди, они слышали эти пальцы, зажеванные зубами пианино, дребезжащий контрабас, отправляющий в пляс и вечно преданную меланхолии трубу.
1920-е года называют «веком джаза». Продажи пластинок, радио, дорогие вечерние концерты уже звезд этого жанра, ночные концерты только примыкающих к этому жанру музыкантов, все это было и это оставило настолько глубокий след, что он выглядит четко и свежо до сих пор.
В дальнейшем жанр делился на множество других поджанров и направлений, в которых были свои основоположники, исполнители, они образовывались в разных обстоятельствах, но так или иначе все их мы разбирать не будем.
Лучше наконец перейдем к пластинкам и посмотрим на примере их звучания изменения.
Дюк Эллингтон или неутомимый экспериментатор
С места в карьер, великий пианист и композитор, который, по сути, переизобрел игру на клавишных, создав свое уникальное «ударное» звучание. В это сложно поверить, но без этого человека вся нынешняя музыка была бы совершенно другой.
Его экспериментальность можно просмотреть по количеству тематик его композиций: тропические, южно-американские, академические Европейские композиции, городские романсы - и все это один человек и его фортепиано. Слушая его, не представляешь границы человеческой мысли и фантазии, учитывая, что он руководил оркестрами, в которых лично участвовал в сочинении контрабас партии, саксофонных и использовании голоса в композициях.
Также могу отметить, что вся Россия знает хотя бы одну его песню, а именно:
Спросите откуда, а если так?
Лично я могу выделить несколько моих любимых работ, с которых можно знакомиться с его творчеством.
Francis A. & Edward K.
Его совместный альбом с Фрэнком Синатрой. Что будет если на одном альбоме встретятся гений вокала и гений фортепиано, которые только и ждут посоперничать, поэксперементировать со звуком? Получится тягучий содержательный альбом. Здесь вы не найдете того самого «ударного фортепиано», но вместе с вокалом Синатры создается некая полупьяная атмосфера, под которую хочет танцевать медленный танец, и если не в жизни, то хотя бы в душе.
Duke Ellington & John Coltrane
Считайте, самый хитовый альбом своего времени. На нем есть: танцевальные бодрые композиции, от которых так и веет жизнью, размеренная чувственная меланхолия, утягивающая своим саксофоном в пучину сладких и не очень снов, напряженная песня, толкающая на действие неважно какое, оно для кого, просто искренняя и энергичная.
Неутомимый нрав Дюка и чопорность и собранность Колтрейна создают контраст двух маэстро своего жанра.
Masterpieces By Ellington
С первых нот его сольной работы 1951 года слышно, что это он. Быстрое и яркое вступление, которое в будущем станет рефреном и цепляющей деталью всей композиции. Этнические мотивы, городские ритмы, и главенствующая дума поверх серой повседневности.
По-настоящему шедевры от Эллингтона.
Дейв Брубек и холод улиц в джазе.
Кул джаз, родившийся на западном побережье, постепенно охладил пылкие эмоции горячих южных сердец своим размеренным и вдумчивым подходом. Этого человека я взял, основываясь на личных вкусовых предпочтениях. Но это не отменяет вклада его, основателя квартета и гениального пианиста. Вы можете сравнить резкий хаотичный и яростный подход Дюка Эллингтона и спокойный сдержанный и гордый у Дейва Брубека.
Если вы скажите, что не слышали этих аккордов на фортепиано, то я вам не поверю, и тогда вы обязаны дочитать статью.
Самая знаменитая его композиция, которая в какой-то мере олицетворяет собой подход кул джаза с абсолютно сдержанным лицом и серьезным подходом. Пианист, играющий с 14 лет в коллективах, берет и играет в размере пять четвертей. Такое никому не могло и прейти в голову, но поэтому мы и разбираем именно его.
Time out 1959
Лучший альбом для знакомства, с этим исполнителем и кул джазом. Он собирает в себе всю гениальность композитора: сложные клавишные партии, ударные создающие легкий ветерок, труба завывающий ветер. Этот джаз холоден настолько, что вызывает мурашки по коже.
Сладкий Chet baker заставит вас горько плакать.
Золотой мальчик и восходящая звезда с драматичной судьбой и не менее драматичными текстами. Его карьера началась с военного оркестра и продолжилась, когда после огромной работы над собой и над своим слухом, Чарли Паркер на прослушиваниях не стал его дослушивать и взял, на этом закончив прослушивание местных трубачей. Остальные мэтры называли его «новой надеждой джаза».
Чет Бейкер стал олицетворением Америки 50-х. Ну, подумайте сами: стройный молодой человек, с лицом голливудской звезды, играющий грустный джаз о любви, конечно, он был нарасхват у модных журналов. Его образ и стиль до сих пор живы и используются, когда нужно показать молодежь 50-х. Карьера шла в гору, личная жизнь складывалась, но все великие люди полны противоречий.
После турне по Италии Чет приобрел героиновую зависимость, из-за который отменялись концерты, гастроли, записи; его тело ослабевало. В один момент друзья помогли ему совладать с собой и уйти со скользкой дорожки. Им это даже удалось, до концерта 66-го года, где его зверски избили после концерта, вследствие чего ему сломали ребра и, самое страшное, выбили все зубы. Бейкеру как трубачу пришлось заново учиться играть со вставными. Но психологические проблемы вследствие наркотиков и этой ситуации еще напомнят о себе.
Он вернулся к туровой жизни, но, как и говорилось, он был полон противоречий. Его коллектив, его труба, его жена, но при этом всем меланхоличные и депрессивные тексты про потери воли к жизни, размышления об утратах , вопрос достойной жизни - все это лирика Чета Бейкера. Это же и выражалось в его трубе, в которой он был поистине гениален: о могла быть тревожной, по театральному наигранной, драматичной, тихой, как затворник, но самое главное - живой. Какие бы испытания не становились на пути музыканта, джаз для него был важнее всего, и он не прощал ошибок ни себе, ни собственному коллективу.
В мае 1988 года в Амстердаме 59-летний мужчина выбросился из окна и в его квартире и крови нашли героин и кокаин. Чем звезды ярче, тем быстрее они сгорают. Мы можем только гадать, в чем причины такого случая. Гениальный музыкант и любящий человек покончил жизнь самоубийством – таков конец истории Чета Бейкера.
Chet Baker sings (1956)
Пластинка, раскрывающая молодого и полного переживаний Чета. Здесь большую часть занимает вокал молодой звезды, что и указано в названии. С вечным хитом всех отчаянных затворников.
Композитором выступил Джордж Гершвин, в каком-то смысле отец джаза, вдохновлявшийся оркестровой и академической музыкой и применявший их подход в джазе. Этот подход старой школы в сочетании с чувственным и наивным исполнением Бейкера образует уникальный звук на стыке двух поколений джазовой сцены.
Chet is Back! (1962)
После его биографии это название должно о чем-то да говорить. Этот альбом уже полностью сыгран коллективом Чета Бейкера. И настроение сменилось с молодой тоски до некого триумфа жизни. Труба плавает в любых водах, ходит, как и куда хочет: иногда вальяжно по залитым солнцем улицам, иногда влюбленно пританцовывая, вспоминает былые деньки. А иногда задумчиво спорит со всеми остальными инструментами.
Опять же нужно почувствовать противоречие этих двух альбомов не только из-за состава исполнителей, но и по подаче образов и задумок.
Ella and Louis олицетворение джаза
Я без лишней скромности могу заявить, что это одно из лучших произведений в истории музыки в принципе! Чтобы разобрать самого Луи Армстронга понадобиться книга, поэтому ограничимся этим альбомом.
Чтобы понять оглавление, поясню контекст, в котором он был написан:
Луи Армстронг уже именитая звезда, который принес свинг в джаз, который вообще в какой-то степени и придумал джаз, выработал свой вокальный стиль, игры на трубе, написания треков. В общем, он стал иконой джаза уже на тот момент.
Элла Фицжеральд была замечена менеджером за ее вокал, при том, что ни один другой продюсер не видел в ней будущего, из-за ее внешности, это ее практически первая запись как таковая. И первой же записью ее менеджер решил сделать совместную работу новенькой на этой сцене с отцом джаза, это только один из моментов, преемственность. Альбом был записан за один день, вот тут и кроется джаз! Без репетиций, без подготовки импровизации и эмоции, здесь и сейчас запечатленные в тексте, мелодии и ритме.
Касательно звука, я думаю, можно оставить без комментариев мастерство игры и вокал обоих. Но сам контраст мы видим уже на обложке: скромная начинающая певица из захолустья и уверенный в себе маэстро с опытом сидят на равных. Это противопоставление мы и слышим весь альбом, хулиганский хриплый вокал Луи вступает в перепалку с нежным мечтательным около церковным вокалом Эллы. И так же с содержательной точки зрения это первый прецедент записанного альбома мужчины и женщины про любовь на джазовой сцене.
Отчетливо слышно, что основной упор делается на вокал этих двух исполнителей, но первый план не был бы таким без фона. Так вот фон тут задают будущие или состоявшиеся мэтры джазовой сцены, которые полностью создают настроение, теплоту романтизированных пейзажей и вообще ощущения влюбленности как такового.
Великий альбом.
John Coltrane a love supreme и религия
Для Джона Колтрейна вера занимала важную часть в его жизни, вероятно, поэтому альбом полностью строится на около религиозных мотивах, которые он переносит в короткую фразу, которой озаглавливается альбом.
В плане записи это очень интересный слушательский опыт, так как это, по сути, джаз сюита, записанная одним цельным куском и разделенная на композиции. Понять это довольно сложно, но, если вы послушаете, вы поймете. Это создает в свою очередь большое количество возможностей для рефренов, для все той же импровизации, и вообще именно такой подход и передает идею пластинки и напитывает его жизнью.
Весь этот религиозный посыл утверждается как весь талант и сама возможность написания музыки исходит в Джоне именно от бога, и он старается отдать ему долг за это. И он это доказывает, импровизируя и играя исходя из чистых чувств в нем в течении всего релиза.
Как раз стоит отметить знаменитый саксофон Колтрейна, который ни с чем не перепутаешь. Он воспитан Филадельфией и его семьей, прошедший путь от никому не известного звука до звука, который ты узнаешь из всех. Партии звучат, как нарезанные, не поймешь, где начинаются, а где заканчиваются, сколько длятся, и как их разобрать на части. Зачастую саксофон своенравен и не считается с другими инструментами или заставляет подстраиваться под себя, а иногда не считается даже с темпом.
Альбом, безусловно, повлиял как на мир джазовой музыки, так и на мир музыки в целом, хотя бы тем, что показал ему Джона Колтрейна во всей красе.
Итог
Вот несколько исполнителей и альбомов, которые нужны для первого знакомства с таким всеобъемлющим жанром, как джаз. У каждого из этих исполнителей есть «джазовые стандарты» и каждый из них по- своему авторский.
Насколько огромен вклад этого жанра? Без него не было бы современной музыки, без этих экспериментаторов и идей, которые живут и подкупают до сих пор. И сколько бы времени не прошло, хоть мы и можем указать конкретные рамки джаза, но они настолько широки и многоугольны, что он остается самым экспериментальным жанром до сих пор.
Джазовые стандарты – песни, настолько вошедшие в культуру джаза, что перепеваются и переигрываются другими коллективами.
P.S.
На следующей неделе разберем отечественных представителей