Найти тему
В погоне за эмоциями

Поонежская экспедиция 2021. Глава III. Знакомство с Кенозёрьем

Грейдер, начавшийся в Конёве, был покрыт укатанным снегом и извилист - но в то же время широкий и ровный. Я поехал на запад, вверх по Онеге, со скоростью 50-60 км/ч, сбавляя до 40 км/ч лишь в деревнях, которые сразу пошли одна за другой: Курятовская, Потылицинская, Бабинская, Антушевская... Вскоре я доехал до Вознесенской, где меня ждала ледовая переправа на другой берег Онеги. Я остановился сразу за поворотом к переправе, чтобы сфотографировать Ховер на её фоне. Вроде дорога была пустая, а только вышел с фотоаппаратом - сзади КАМАЗ едет. Не очень вежливо по отношению к нему получилось: он поворачивает на спуск к переправе - и внезапно упирается в мой Ховер.

Когда я свернул с шоссе на грейдер и снизил скорость - печка, работавшая в максимальном режиме, быстро превратила комфортную температуру в салоне в настоящую жару. Мои ноги, обутые в валенки XXI века "Хаски С-080" и озябшие во время утренней прогулки к церкви в Красной Ляге, мгновенно и очень сильно вспотели. Это было чревато обморожением во время следующего периода пребывания на улице - поэтому на переправе я решил переобуться в обычные кожаные сапоги, а "Хаски" положить перед пассажирским сиденьем, чтобы горячий воздух из печки их высушил. Но ещё когда я фотографировал переправу, ко мне подбежал местный пёс - очень попрошаистый. Тыкал своей мордой мне прямо в руки, клянчил еду. Когда я, разув одну ногу и стоя на другой, потянулся к стоявшим на снегу сапогам - пёс своей наглой мордой несколько раз буквально отталкивал мою руку от них! Кое-как я всё-таки переобулся, закинул "Хаски" в Ховер и запрыгнул туда сам, едва не прищемив дверью нос настойчивого попрошайки.

Поехал дальше, но вскоре снова остановился для фото. Переезжал по деревянному мосту реку - и заметил, что она местами не замёрзла, а от воды идёт пар! И это в мороз ниже 25 градусов.

-2

Видимо, река мелкая, а дно каменистое, порожистое.

-3

Потому и не замерзает, балуя взгляд проезжего туриста такими видами: мороз и пар.

-4

Река называется Большая Сондола, а деревня на её левом берегу - Аверкиевская. Деревня жилая, там даже автобусная остановка есть.

-5

Что за смотровая вышка построена на правом берегу, напротив деревни - я так и не понял.

-6

Продолжил путь на запад, вскоре выехав на берег реки Кены. Доехал до знаменитого ряжевого моста, ведущего в Измайловскую, опять остановился сделать фото. Ряжи (или городни) - это те самые срубы, на которых стоит мост. Они заполнены камнями в несколько ярусов, за счёт чего становятся тяжелее воды. Такие мосты строились как раз на реках с каменистым, порожистым дном - когда забить в грунт обычные сваи было проблематично. На фото под снегом не видно, но внизу ряжи остроугольные, как носы у лодок - чтобы раскалывать и разламывать идущие весной льдины, чтобы те не снесли мост. Длина этого моста, к слову - больше 100 метров.

-7

На другом берегу Кены находится деревня Измайловская, в которой стоит каменная Пятницкая церковь. На том же правом берегу присутствует тайник , который был мною успешно найден.

-8

Церковь не действует, а колокольня вообще полуразрушенная. В любом случае, на меня каменные храмы не производят того волшебного впечатления, какое есть от деревянных церквей.

-9

Ряжевый мост через Кену давно покосился, проезд по нему запрещён. Судя по следам, местные на "Жигулях" ездить по мосту не боятся. Так или иначе, ходить по нему никто не запрещал.

-10

Кена - тоже довольно широкая река, как и Онега.

-11

Перед тем как сесть в Ховер и отправиться в дальнейший путь, я снял сапоги и надел обычные тапки-шлёпанцы - чтобы просушить под потоками тёплого воздуха печки и обувь, и ноги. Хорошо, когда едешь самостоятельно и в своей машине - можно себе позволить такую роскошь. Я почему-то в этот момент подумал: а каково было бы, будь я военнослужащим, едущим в составе своего подразделения в кунге казённого "Урала"? Не просушил бы никакие сапоги и наверняка обморозил бы потом ноги.

Вскоре на обочине грейдера показалась конструкция, информирующая о въезде в Кенозёрский национальный парк.

-12

А ещё через некоторое время показалось и само Кенозеро. Чудная в этих краях география. Я привык, что реки начинаются из какого-нибудь родника, а в озёра они впадают. Здесь же река Кена берёт начало из Кенозера - прямо как Онега из озера Лача.

-13

Дорога пошла вдоль берега Кенозера, и начались резкие перепады высот: спуски и подъёмы. Видимо, причиной такого рельефа были многочисленные ручейки, впадающие в озеро. В одном месте я подумал: хорошо, что поменял пружины и амортизаторы незадолго до путешествия. Был там крутой укатанный спуск с ощутимым креном дороги, при этом - "стиральная доска" от грейдера. После первого лифта подвески заднюю ось Ховера начало сносить вбок на подобных поверхностях (не знаю, в чём дело было). Если бы такой боковой снос начался в этой ситуации, на крутом скользком спуске с креном - думаю, получились бы приключения. В лучшем случае меня бы занесло и выбросило в кювет, в худшем - Ховер бы перевернулся.

Проехав отворотку на Вершинино (центр Плесецкого сектора Кенозёрского парка), я повернул на север - и вскоре увидел силуэты Почозёрского погоста, выплывшие из-за очередного холма. Я проехал Филипповскую насквозь и доехал до часовни Кирика и Иулитты, стоящей в лесу. Этой маленькой деревянной часовне - больше полутора веков.

-14

Денис с Сашей просили меня написать смс, как доеду до Филипповской. Но это было проще пообещать, чем сделать: не ловил ни один оператор сотовой связи. Остановившись на обочине дороги в сосновом бору, я перекусил бутербродами и попил воды. Отметил для себя, что в такой мороз бутылка с питьевой водой даже на переднем сидении становится непозволительно холодной - очень легко настудить горло. Видимо, пить в таких путешествиях нужно только горячую воду из термоса.

Не рассиживаясь долго, чтобы не терять времени, я вернулся в Филипповскую и пошёл смотреть на "тройник". Храмовый ансамбль огорожен бревенчатой оградой, ворота в которой были открыты - но на них висело объявление, что посещение Почозёрского храмового комплекса туристами осуществляется со вторника по четверг и в субботу с 10 до 11 и с 16 до 17 часов. Было два часа дня понедельника, 22 февраля - так что войти внутрь легально и попасть в храмы мне не светило. Я только поснимал внушительные деревянные церкви снаружи.

Летняя церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня - шатровая, восьмерик на четверике, построена в XVIII веке. В качестве даты постройки где-то указан 1700 год, где-то - 1758 год. В любом случае, это уже позднее запрета патриарха Никона на постройку шатровых храмов - но вдали от столиц, в глухих местах этот запрет мог нарушаться.

-15

Почозёрский "тройник" уникален тем, что между обеими церквями и колокольней (которые стоят близко друг к другу) есть крытые переходы. То есть можно перемещаться из церкви в церковь и в колокольню, не выходя на улицу.

-16

В центре ансамбля расположена зимняя церковь Обретения главы Иоанна Предтечи. Церковь небольшая, построена в клетском стиле.

-17

Моя бывшая коллега по работе и очень смелая путешественница mexmatenok много лет назад (когда мы, собственно, и работали вместе) нарисовала на полотнище логотип и название нашей конторы. Получился флаг, который переходил из рук в руки и побывал в разных интересных местах: на горе Килиманджаро в Африке, на горе Роман-Кош в Крыму, в полях Тульской области и в лесах Костромской. В этот раз я его развернул посреди снегов Архангельской области на фоне деревянного храмового ансамбля Почозёрского погоста - одного из шести оставшихся в природе северных "тройников".

-18

Сделал фото со штатива - а потом нужно было возвращаться. Я написал Денису смс с сим-карты "Мегафона" - но сообщение не отправилось: связи не было. Сел в Ховер и поехал назад, в Конёво, к шоссе. По пути встречал несколько довольно дорогих автомобилей с архангельскими номерами. Возможно, люди ехали в Вершинино - посмотреть на Плесецкий сектор Кенозёрского национального парка. Конечно, в этих краях много достопримечательностей и много любопытной деревянной архитектуры. Денис den_solotareff, ездивший в эти края, в частности, в 2017 году, говорил, что преодолевать 80 км в одну сторону ради одного "тройника" в Филипповской - не слишком рационально. Да я и сам это понимал, но уж очень хотелось повидать именно Почозёрский погост. Я покидал Кенозёрский национальный парк с желанием сюда вернуться для неспешного путешествия по здешним краям с осмотром многих достопримечательностей. Хотелось бы побывать в Кенозёрье летом - хотелось бы взять с собой как минимум дочку, которая вскоре должна дорасти до подобных поездок.

Расстояние в 75 километров от Филипповской до Конёва я преодолел быстро - меньше полутора часов потратил. В Конёве отличная сотовая связь и высокоскоростной мобильный Интернет. Только там до меня дошла весточка от Саши с Денисом, что они уже направляются в Плесецк, а далее в Турчасово, где планируют дождаться меня, потом вместе поужинать и заночевать. Созвонились, утвердили планы. Я позволил себе немного попользоваться роскошью быстрого мобильного Интернета: всем написал, что жив-здоров, всем отправил фотографии, положил денег на сим-карту "Мегафона".
Вечерний видеодневник к тому моменту уже загрузился на YouTube - тоже всем отправил ссылку. И выложил фото Сретено-Михайловской церкви в Красной Ляге в Инстаграм:

Наконец, запустил двигатель и поехал. В Филипповской казалось, что на улице совсем тепло - не ниже 20 градусов мороза. Здесь я ощутил, что всё-таки холоднее: двигатель Ховера остыл и первое время дёргался при езде. На шоссе, пока было светло, я ехал со скоростью 90-100 км/ч: оно было почищено до чистого асфальта. Температуру воздуха приходилось постепенно увеличивать: вечерело, холодало. Двигатель ещё не "троил", но я опасался, что всё впереди. Через 100 километров я доехал до заправки "Роснефть" на въезде в Плесецк, где залил полный бак бензина. Передо мной на АЗС была всего одна машина, но ждать пришлось долго: водитель открыл багажник, который был весь заставлен канистрами, и заполнял их одну за другой. Поразмыслив и проникшись здешним отношением к топливу, я решил ещё и три литра соляры долить в бачок автономки.

На заправке был термометр, показывавший 26 градусов ниже нуля. И это был ещё только шестой час вечера. Под Плесецком Интернет ловил хорошо, я посмотрел прогноз погоды - обещали ночью 31 градус ниже нуля. Снова позволил себе минут пятнадцать попользоваться роскошью быстрого Интернета. Написал всем, что заправил полные баки в Плесецке, еду ночевать в Турчасово, там связи может не быть. Выложил в Инстаграм фото церкви Иоанна Златоуста в Саунине:

Обычно я очень люблю растечься мыслью по древу, и если бы было время - написал бы в Инстаграме под фотографией добрых полстраницы текста. Но времени не было, нужно было спешить - догонять Сашу с Денисом. Я продолжил путь на север по шоссе. Запомнилась мне река Емца, от которой шёл пар, прямо как от Большой Сондолы. Фотографировать я не останавливался, поскольку уже стемнело: хорошего фото бы не получилось. Емца - весьма амбициозная река. Судя по карте, она берёт начало в каком-то лесном озерце в всего в трёх-четырёх километрах от Онеги. Казалось бы, ей нужно было течь на запад и впадать в Онегу, оставшись узеньким и коротеньким безвестным ручейком. Вместо этого Емца течёт на северо-восток, длина её составляет почти 200 километров. Емца впадает в Северную Двину, а в районе её устья расположено крупное село Емецк - на трассе М-8, по которой нам предстояло возвращаться из путешествия. Но в тот момент, под Плесецком, возвращение домой казалось каким-то отдалённым и довольно туманным будущим, а федеральная трасса М-8 вообще представлялась атрибутом другого мира, который мы покинули вечером предыдущего дня по грейдеру Прокшино - Солза.

Через 35 километров после Плесецка я свернул налево, на грейдер 11К-571 "Савинский - Ярнема - Онега". По этому узкому, извилистому и заснеженному грейдеру мне нужно было проехать около 80 километров до Турчасова. Ехал на полном приводе и с дальним светом, в диапазоне скоростей от 40 до 60 км/ч. Пока ехал сквозь лес, бортовой альтиметр Ховера показывал до 120 метров над уровнем моря. А потом я добрался до Ярнемы, расположенной на берегу Онеги, и там высота была уже около 20 метров. Сотовая связь местами ловила, но я не пытался звонить Саше с Денисом: рассчитывал доехать до Турчасова - а уж там их искать, вызывая по рации. Перед поворотом на Турчасово на пригорке я увидел горящие габаритные огни - это и был Паджеро Спорт. Денис с Сашей сказали:
- А мы кричим, кричим тебе по рации - ты не отвечаешь, - моя рация была выключена.
Они успели пересечь Онегу по ледовой переправе и заехать в само Турчасово, стоящее на левом берегу. Кроме того, на правом берегу подыскали хорошее место для ночёвки, прямо на берегу Онеги. После этого они вернулись на грейдер и встали на обочине на возвышенности: чтобы и меня издалека увидеть, и себя обозначить. Даже успели поставить чайник прямо в машине: меня они ожидали часа на полтора позднее.

Поскольку я уже приехал, чайник решили не докипячивать. На двух машинах мы достигли ледовой переправы, перед которой повернули направо, и по одиночной колее в сугробе доехали до точки N 63°08.140' E39°12.455', где остановились. Разложили стол, Саша тут же положил на него термометр - тот показал 28 градусов ниже нуля. Саша с Денисом разогрели замороженный суп и вскипятили чайник прямо в салоне Паджеро Спорта. А ужинали мы на улице, и не казалось, что было особенно холодно. Только суп и закуски очень быстро замерзали на открытом воздухе. Я достал бутылку виски, мы с Сашей за ужином выпили понемногу, но очень быстро поняли бестолковость этой затеи: на таком лютом морозе совершенно не ощущались ни опьянение, ни благородный вкус качественного алкоголя. Да и губы довольно болезненно примерзали к кружкам. А согреваться спиртным тоже бесполезно: греться нужно в тёплом салоне своего автомобиля, ставшего на время путешествия домом. Помня опыт предыдущей ночёвки, автономный отопитель я запустил сразу же по приезду.

Несмотря на мороз, мы немного поговорили о впечатлениях от второго дня путешествия, который провели по отдельности. Денис с Сашей заезжали в Бережную Дуброву на левом берегу Онеги. Поскольку ледовой переправы туда не было, им пришлось сделать 30-километровый крюк (видимо, как раз через Вознесенскую). Я рассказал о наглом псе-попрошайке на переправе - они в ответ оба расхохотались и рассказали, как в одной из деревень увидели собаку, громко стучавшую зубами от холода. Оба очень сожалели, что не догадались снять это на видео.

Пока мы ужинали и беседовали, на улице стремительно холодало. Лежавший на столе термометр показывал уже 33 градуса ниже нуля. Мы сошлись во мнении, что ночью двигатели нужно будет заводить для прогрева - иначе утром возможны осложнения. Саша говорил, что достаточно раз в четыре часа, а я для перестраховки решил делать это раз в три часа. Пожелали друг другу спокойной ночи и разошлись по машинам. Автономка неплохо согрела салон (окна я по возможности завесил одеждой, чтобы уменьшить теплопотери), и в этот раз я нашёл в себе силы сделать записи в блокноте. Но и вечерний видеодневник тоже записал (я тогда по своей неграмотности ещё не знал, что ряжевый мост и мост на городнях - это одно и то же):

Перед тем как окончательно укладываться спать, я завёл двигатель, чтобы прогреть. Заработала магнитола - и как раз заиграла песня "Метель" группы "Калевала". Много раз её слышал, но только в этот момент осознал весь ужас строк:

Между смертью и тобой нет никого,
Лишь только ты - и белая зима...

На улице было 33 градуса мороза и продолжало холодать. Но между нами и суровой северной зимой с её арктическим морозом каменной стеной стояли два автономных отопителя "Планар 2Д-12".

Оглавление