Автор: Всеволод Л.
В статье о мамонтах один из комментаторов обвинил меня, что я «порю чушь». Ну для интернета это ещё мягко и ласково сказано. Но когда я поинтересовался, а в чём конкретно заблуждаюсь, то этот господин ничего не мог сказать умного, а только обвинил, что на Ямале никогда не торговали. И как я понял, на Ямале вообще не было рынков, торжищ, ярмарок и прочего места для боле-менее законного товарообмена. Разочарую его, и прочих, что Ямал — это не только много-много газа, и якобы некислых зарплат, но и ещё регион с богатейшей историей. И развивался он задолго до Ямал СПГ. Скрин переписки выкладывать не буду, если есть желание, может сами прочитать и оставить свои комментарии.
Торговля в Сибири процветала издревле. Особенно прославилась Мангазея, расположенная на реке Таз. Этот форпост России основали ещё в 1600 году. В начале XVII века отсюда вывозили много пушнины и других товаров. А слово «много» - это каждый четвёртый рублик, попадавший в царскую казну был так или иначе связан с Мангазеей. Вот вам и «медвежий угол». Об этом можно много рассказывать, было бы желание у читателей.
А вот теперь о ярмарке на Ямале, которая вошла в историю как – Обдорская ярмарка. Дело в том, что Салехард до 30-х годов XX века назывался Обдорском. Это село тоже возникло в незапамятные времена, но в отличие от Мангазеи здравствует и поныне. В XIX веке местная ярмарка была знаменита далеко за пределами Тобольской губернии, сюда даже из Москвы и Петербурга приезжали представители купцов, уж молчу об остальных столицах Российской империи. Её сравнивали с Нижегородской и Ирбитской ярмарками.
Сохранилось много перечней товаров. Вот для примера за 1850 год.
Остяки и самоеды (ханты и ненцы) привезли из тундр Ямала 500 шкурок лисиц, стоимостью в 2 тысячи рублей серебром, полторы тысячи штук белых песцов, оценённых в тысячу двести рублей серебром. Кроме этого охотники привезли двадцать пять шкур белых медведей на сто пять рублей, полторы тысячи беличьих шкурок было продано за тысячу двести рублей, а горностаевых за полторы тысячи. Была даже чага, этот нарост, который растёт на берёзе, пользовался спросом, так как обладал большими целительными свойствами. И ещё много чего предлагал кочевой народ приехавшим купцам.
А теперь о мамонтах. На нартах номадов в тот год на Обдорскую ярмарку привезли восемьдесят пудов мамонтовой кости, то есть около тысячи трёхсот килограммов, за которые просили четыреста рублей.
Инородцам, приехавшие купцы, привозили ржаную муку, хлеб и другие товары на «на инородческую руку », которые оценивали в разные годы до 10 тысяч рублей серебром . На торжище можно было купить лодки, вмещающих от пяти до семидесяти пудов груза, тиски, и многое другое. Торговля развивалась, уже в 1864 г. власти определили товарооборот уже до пятидесяти тысяч рублей . Зима 1876 г. тоже порадовала торгующих, оборот вырос до шестидесяти семи тысяч рублей , из коих пятьдесят тысяч «приходилось на пушной товар ». А в 1900 г., только одной пушнины инородцы привезли на сто срок пять тысяч рублей.
Но вернусь к бивням. У оленеводов была традиция, найденные бивни себе не оставляли, их пили на части и раздавали между членами семьи или соседями. А потом уж как кому заблагорассудиться, впрочем, старались не продавать. Эта традиция кое-где сохраняется и поныне. Но влияние других культур привнесло и сюда свои изменения. Впрочем, для особо осуждающих русских и их негативное влияние на местные народы уточню – многие изменения были связаны с коми-зырянами, появившимися на Ямале как раз в середине XIX века.
Надеюсь я ответил на вопрос о торговле на Ямале. Если есть ещё что сказать, пишите в комментариях. Не забудьте подписаться на этот замечательный канал и можете заглянуть ко мне на огонёк канала «Калейдоскоп событий».