Судьба генерала Ротмистрова неоднозначная и достаточно сложная. С одной стороны, это действительно был крайне успешный организатор, один из идеологов танковых армий в РККА, с другой стороны на его вине высокие потери в битве под Прохоровкой, а также несколько попыток отдать его под трибунал.
Уже давным-давно появилась история о том, что генерала Ротмистрова в свое время Сталин хотел отдать под трибунал. Но собственно за что? Виной всему был лобовой удар под Прохоровкой. Для немцев он не был неожиданностью, и в бой первыми пошли не они, а части 5-й гвардейской танковой армии, которые понесли крайне высокие потери. Все же их противником был 2-й танковый корпус СС, который включал в себя три танковых дивизии СС, в составе его было 294 танка и САУ. Надо сказать, что из них “Тигров” было лишь 15 единиц, тем не менее для наших Т-34-76 и один танк был крайне грозным врагом. Основу же составляли танки Т-3 с длинноствольным 50-мм орудием и танки Т-4 с 75-мм длинноствольным орудием, их было более 70 процентов от всей техники.
Надо сказать, что атаковать частям 5-й гв. ТА пришлось в крайне тяжелых условиях, ибо использовались в лучшем случае танки Т-34-76, а также было 12 САУ СУ-122, которые могли бороться с тяжелыми танками. В итоге, в лобовом ударе понесли значительные потери, и не смогли уничтожить противника. И вот тут возникает эта история, в которой Сталин увидев потери 5-й гвардейской танковой армии приказал по одной версии отправить сразу Ротмистрова под суд, а по другой версии отправил сначала к нему комиссию вместе с Маленковым.
Вообще надо сказать, что эта история не подтверждается никакими реальными источниками, и впервые была озвучена самим генерал Ротмистровым в 60-х годах, и основывалась на том, что ему что-то сказал генерал Василевский. Но потом появилась версия, еще и о том, что была какая-то комиссия. В итоге толи сам Василевский заступился за Ротмистрова, толи Маленков ничего не нашел, ибо потери быстро восстановили ремонтники. И надо сказать, что версия с комиссией подтверждается источниками, тем не менее то что Сталин хотел расстрелять Ротмистрова, скорее всего легенда, которая ходила среди генералов. Сам же Сталин, опять же по словам командующего планировал использовать армию в захвате Харькова. Но она потеряла более 300 танков за один день, и стала небоеспособной.
Ибо к этому моменту уже постепенно отходили от репрессий, столь радикальных для высшего генералитета, и максимум что грозило понижение в звании. Кроме того, судьба берегла Ротмистрова, так как еще в осенью 41-го года Конев хотел отдать его под трибунал.