На одном из первых занятий в психологической программе мы с детьми делаем такое упражнение: учимся различать мысли, чувства и поведение.
Это очень важный момент для усвоения правила, которое помогает нам выжить в стрессе и справиться с любой непонятной ситуацией:
сначала оцениваем чувства (то есть думаем, мыслим), потом выстраиваем линию поведения.
И дети, и взрослые часто поступают в обратном порядке: поддавшись эмоциям, начинают действовать, а уже потом думают.
Или вообще не думают, иногда даже не стремятся оценить ни свое поведение, ни его последствия.
Научившись распознавать свои эмоции и направлять энергию деятельности в нужное русло, мы приобретаем эмоциональный интеллект.
Я озвучиваю детям различные жизненные, повседневные ситуации, а они определяют, что с ними происходит в большей степени: они думают, чувствуют или делают?
Например:
Чищу зубы (делаю)
Мама ругает меня (чувствую)
Выбираю одежду на прогулку (думаю)
На первом этапе дети стараются делать однозначный выбор, но потом постепенно понимают, что очень часто мысли, чувства и поведение переплетаются или существуют параллельно, и отделить их друг от друга невозможно.
Затем мы учимся определять и называть свои эмоции и прогнозировать возможные мысли и линию поведения в момент возникновения той или иной эмоции.
Ведь человек - существо в первую очередь биологическое, и эмоции (они же инстинкты) чаще всего руководят нашей жизнью, в том числе и социальной.
Такие упражнения по разделению эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферы полезны не только для детей, но и для взрослых. Ведь в каждом из нас живет Ребенок)).