Найти в Дзене
Букоголик

Книги, о которых говорят. Гузель Яхина. Эшелон на Самарканд

В новой книге Гузель Яхина поднимает тему голода в Поволжье в 1920х годах. Страшное, бесчеловечное время, когда съедено все и в нищих деревнях, и в когда-то богатой Казани, и только в Средней Азии есть немного риса и волшебной ягоды виноград для осиротевших и опухших от голода поволжских детей.

Об этой книге конечно из каждого утюга. И потому что Гузель Яхина стала очень популярна сразу после "Зулейхи", и потому что перед выходом книги самарский историк обвинил писателя в плагиате.

Я ее читала потому, что к автору отношусь с большим уважением. Мне очень симпатична Гузель, которая, как и я, закончила ин-яз, работала маркетологом, а потом - бац - и осуществила свою мечту (или истинное призвание) и стала писателем. Симпатична она мне и своими взглядами на мир, на страну и людей.

В новой книге Гузель Яхина поднимает тему голода в Поволжье в 1920х годах. Страшное, бесчеловечное время, когда съедено все и в нищих деревнях, и в когда-то богатой Казани, и только в Средней Азии есть немного риса и волшебной ягоды виноград для осиротевших и опухших от голода поволжских детей. Туда и направляется эшелон с пятьюстами оборванцами. Начальник эшелона Деев и комиссар Белая твердо верят в светлое будущее, не боятся ответственности и готовы на все, чтобы доставить их туда живыми. Фельдшер Буг и няня Фатима - оба из бывших - в светлое будущее вряд ли верят и сопровождают детей потому, что по-другому не могут.

Вообще же все взрослые в этом эшелоне, спасая детей, пытаются спаси себя. Кто-то - потому что стрелял не глядя в Гражданскую, кто-то - потому что потерял все и больше ничего не осталось.

В пути эшелону приходится выживать, добывать еду и топливо, хоронить умерших, спасать больных. Им встречаются самые разные люди - и белогвардейцы, и пьяные чекисты, и продотрядовцы. Но все они враз отметают идеологические разногласия и в едином порыве бросаются на помощь детям. В книге вообще нет отрицательных героев. Все, кто раньше убивал, резал, отбирал последний фунт зерна у семьи, где семеро по лавкам, все они вдруг перерождаются в ангелов-спасителей. Да и не просто кидают мешок муки, а делают это с фантазией - то свежих ворон набьют специально, то книжек интересных подкинут. Получается, что "не мы такие, время такое". И это моя главная проблема с книгой.

Огромное количество деталей, наверняка трудно добытых, создает очень реалистичную картину послереволюционного Поволжья, каждому из пятиста детей автор придумала прозвища, много и дотошно работала в архивах, а потом - раз - и превращает все в сказку. Я не знаю, хорошо это или плохо. Наверняка это востребовано. Экранизцию "Зулейхи" ругали за "очернение прекрасной советской страны и эпохи", читатель требует счастливого конца. Мне показалось, что Яхина пошла немножко на поводу у читателя. В своих интервью, она признает сказочность и мифологичность книги, и объясняет это тем, что хотела написать исключительно художественную, приключенческую книгу, сделав таким образом тяжелую для восприятия тему менее тяжелой. Вероятно, в этом есть смысл. А пуркуа бы и не па, как грицца.

Тем не менее, читать книгу стоит. Во-первых, она отлично написана. Во-вторых, тема голода, как бы не была подана конкретно эта история, важна и подзабыта, и книга подталкивает узнать побольше. В-третьих, эта книга не только о голоде, а еще о двойственности человеческой природы, о жертвенности, о выживании и стойкости. В-четвертых, Гузель пишет о Поволжье с такой любовью, какая редко сейчас встречается, там много забытых, но очень интересных географических названий - и Свияжск, и Рузаевка, и оренбургские степи, и конечно Казань.

Одним словом, книги разные нужны, книги разные важны. Эту вы возможно не полюбите, но точно не пожалеете, что прочитали.

Моя оценка 8 из 10.