Алан — англичанин, первый иностранец, с которым я близко познакомился. Очень незаурядный человек, точно self-made. Он занимался бизнесом в разных странах, создал несколько компаний в различных отраслях. Потом отошел от дел, купил яхту, в одиночку прошел Атлантику и Тихий океан, несколько лет прожил на Пхукете. При этом не сидел без дела, занимался инвестициями.
О нем можно много рассказывать, поскольку знакомы мы с ним были более 30 лет, здесь только некоторые яркие моменты. Высказывания относятся к разному времени. Тем интереснее прочитать их спустя 20-30 лет.
О Сталине
80- ые, перестройка. Алан поставлял и устанавливал в наш НИИ компьютеры, производил их наладку, общаться с ним приходилось много и часто. Вот сидим как-то вечером: Алан и несколько сотрудников института. Зашел разговор о Сталине. В то время все яростнее становилась его критика, и мы - сотрудники, естественно, повторяли газетные статьи. Алан выступил совершенно неожиданно. Он сказал: «За что вообще критиковать Сталина? Любой человек на его месте, который был бы заинтересован в сохранении и развитии страны в тех условиях, вел бы себя точно так же.»
Это было совершенно неожиданно для меня. Четкое, не предвзятое мнение, тем более иностранца! А мы считали (нам внушили), что уж на Западе все люди считают Сталина тираном и извергом.
Россия как страна для социализма
Примерно в эти же годы. Слова Алана: «Ну надо же было выбрать для построения социализма — экономики, основанной на полном планировании, и общества, основанного на строгом соблюдении законов — Россию, страну, где люди никогда ничего не планируют и совсем не желают соблюдать законы!»
Согласитесь, большая доля истины в этом есть. И, значит, глобальных поспешных выводов делать не стоит. Для информации: Альберт Эйнштейн написал статью “Why Socialism?” в 1949 г.
Психология русских
Примерно на ту же тему, но сказано позже, в 90-ые, когда уже социализм кончился. В то время законы менялись часто. Алан: «Удивительная страна! Стоит принять какой-то закон, так немедленно, вместо того, чтобы хотя бы попробовать его соблюдать, все сразу же начинают думать, как его обойти!»
Если посмотреть не предвзято, то так и есть. Какой бы закон не был принят, немедленно его все охаивают и «много» думают, как бы не выполнять. На уровне предприятия, компании — то же самое. В крови сидит: «От начальства ничего хорошего не жди» и «Мы, тут внизу, лучше всех всё знаем». Трудно организовать любое дело при таком всеобщем подходе. На Западе люди тоже критикуют законы, но, в основном, соблюдают, стонут, но выполняют требования. Чувствуете разницу?
Русские как сотрудники
Алан всегда очень высоко оценивал образованность, знания и интеллект русских. Он даже в одном из интервью в 90-х сказал, что Россия настолько богата талантливыми людьми, что на весь мир хватает. И одновременно он всегда недоумевал, как такой уровень знаний сочетается с неорганизованностью, разгильдяйством, всякого рода отвлечениями от работы. Когда мы только начинали свой бизнес и я сказал ему, что в компании уже больше 20 сотрудников, он воскликнул: «You must be crazy! (Ты с ума сошел!) Двадцать русских в одной фирме! Ими же невозможно управлять!» Сам он всегда предпочитал работать с наименьшим возможным количеством подчиненных, не только русских, кстати.
Как русские смогли простить немцев?
Надо сказать, что Алан так и не выучил русский язык, да и не пытался. Конечно, он понимал разговорный немного, но не читал книги и не смотрел фильмы на русском. Это важно. В 2000-ые годы, когда он жил на Пхукете, вел размеренную жизнь, он много смотрел материалов по истории, в том числе второй мировой войны. Однажды он мне сказал: «Я не понимаю, как вы, русские, вообще смогли простить немцев, после того, что они творили на вашей земле!» Еще раз хочу отметить, что этот вывод сделан только на основании англоязычных материалов, без всякой «российской пропаганды». Для меня — это пример того, что думающий человек способен понять многое и на далеко не полном материале.
Сотрудничество или ...
Как-то, когда мы обсуждали какой-то совместный проект с возможным партнером, я сказал: «Ну зачем нам заниматься этим конкретным вопросом в проекте, мы его отдадим партнеру, пусть он делает, а они нам — другую часть, где мы знаем больше». Алан посмотрел на меня серьезно и сказал: «Леонид, это вы русские такие. Пойми, что все иностранцы — хищники (predators ). Они никогда не отдадут то, что могут съесть сами.» Справедливость его слов я почувствовал много раз.
Кстати, если рассмотреть теперь с течением времени многие крупные проекты в России, то можно заметить, что иностранные компании и не собирались, как было декларировано на самых высоких уровнях, «развивать российскую промышленность». «Съедали сами» все, что можно. К сожалению, не один я был таким наивным... И конечно, многие «не наивные» в России нажились на этом, «помогая развитию».
И еще. В какой-то момент я разговаривал с одним из руководителей ОДК (объединенная двигательная корпорация). Обсуждался вопрос об использовании системы IFS для обслуживания и ремонта авиадвигателей. Планировалось, что иностранный производитель передаст права на лицензионное обслуживание авиадвигателей на самолетах Boeing и Airbus российской компании, а система IFS была хороша как ИТ система, поддерживающая этот процесс, использовалась на похожих предприятиях за рубежом. Казалось бы, все отлично складывается. Так вот в доверительной беседе, руководитель мне сказал: «Ничего такого они (Запад) не сделают. Они нас — и перечислил несколько вопросов по теме ОДК и авиации— уж сколько лет за нос водят.» Так и оказалось. Поэтому, когда я слышу — а многие еще до сих пор верят, что Запад искренне заинтересован в «развитии России», «сильной России», вспоминаю этот разговор. Ну, и слова Алана.