Если уж затронули тему изображения. Тут правило такое - чем дальше от Византии - тем интересней. Там все-таки канон! Никаких тебе вольностей.
⠀
А вот Испания, например, другое дело. Здесь нам становится уже просто очевидно, что проблема слишком натурального изображения человеческого тела на этих землях не возникала. И если в Византии прямо как по лезвию бритвы шли к условности (не дай же Бог сорваться снова в греческую чувственность!), то в этом мире скорее, наоборот. Чтобы преодолеть такую шарнирно-механистичекую трактовку тел западу потребовались столетия.
Но зато, знаете, что потом? Потом будет Ван Эйк) или Рембрандт! И Веласкес будет. Но попозже. Пока же мы видим, что западный мир особенно ценит НАГЛЯДНОСТЬ. Должно быть понятно и убедительно. Поэтому нужен ЖЕСТ. Большие руки и длинные пальцы, указывающие на Евангелие, как например у Христа из церкви Сан-Клементе в Тауле 11 века.
⠀
А еще нужен цвет! Яркий, экспрессивный, контрастный. Фигуры должны быть ЧИТАЕМЫ и узнаваемы, даже с больших расстояний (а соборы тогда, как и деревья, были большими).
Большеголовые фигурки в апсиде пусть и милы, но еще очень наивны. Зато, посмотрите, что ПОД ними?
⠀
И это то, в чем западный мир, особенно испанский, с его неизбежным влиянием Востока, очень силен. Это орнамент. Роскошный, стереометричный «почти меандр», с тонкими цветовыми переходами. Казалось бы. Ну если мастер может ТАК сделать орнамент, почему тогда с человеком происходят такие странные пертурбации??
⠀
На самом деле, человеческая фигура, как раз, с трудом освобождалась от диктата орнамента. Она была частью этого орнамента в рукописях. И путь человека на западе - путь от плоскости ковровой поверхности к объему, к весу, к жизни. Этот путь был долгим. Но, по факту, за ним было и дальнейшее будущее в истории искусств.