Вы, конечно же, помните слова из знаменитой песни в исполнении легендарного М. Бернеса:
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны...
Без слез слушать эту композицию, как и множество других песен, посвященных Великий Отечественной войне ("На безымянной высоте", "Враги сожгли родную хату", "Братские могилы", "Журавли" и пр.), едва ли возможно. А ведь были в нашей истории и десятки других войн - кровавых, ожесточенных, затяжных... И каждый раз русские люди с поразительной отвагой вставали на защиту родной земли.
И, конечно, едва ли кто-то из наших соотечественников хочет воевать и жаждет видеть вокруг смерть, разрушения и страдания.
Но вот неизбежно встает вопрос: а готовы ли россияне сегодня защищать Россию так, как это делали наши предки десятки и сотни лет назад, если придется?
Ответ на этот вопрос не так прост и очевиден, как может показаться. Здесь нужно настоящее исследование, и, к счастью, не так давно социологи провели его: коллектив из доброго десятка докторов и кандидатов наук и еще большого числа научных сотрудников, лаборантов и аспирантов опросил более 10000 молодых россиян в десятках городов страны.
Здесь и далее цитируется работа Пановой А. М., Мухтаруллиной М. М., Давыдовой Ю. А., Денисенковой Н. Н. "Патриотизм через призму ценностных ориентаций современной российской молодежи", а также наши приводятся результаты мини-опросов, проведенных командой Urpguide).
Результаты, разумеется, получились очень и очень интересными - и очень показательными!.. Давайте же посмотрим, что отвечали люди!
Вопрос 1: как вы считаете тех, кто добровольно пошел на фронт, было бы сегодня [больше/меньше/столько же/...]?
- 58% выбрали вариант ответа «меньше»
- 14% опрошенных выбрали вариант «столько же»
- 11% респондентов от всех опрошенных считают, что добровольцев было бы больше (остальные респонденты затруднились ответить или дали не столь однозначные ответы).
Любопытно, не правда ли? Молодежь убеждена, что сегодня добровольцев в случае чего было бы гораздо меньше, чем в годы ВОВ. Но почему респонденты так думают? Мы попробовали сами разобраться в этом и поговорили со студентами московских вузов (как москвичами, так и иногородними), получив при этом самые разные ответы:
- «не хочу умереть молодым...»
- «не вижу смысла воевать за страну, где хорошо живут только чиновники и олигархи...»
- «если на нас нападут, то нападавшие явно будут иметь огромный перевес, коль решили воевать против России, а это значит, что сопротивление заведомо бесполезно...»
- «война будет вестись таким оружием, что наличие добровольцев не будет иметь значения...»
Вопрос 2: а как поступили бы Ваши друзья [если бы завтра началась война]?
- 29% - «стали бы ждать повестки из военкомата»
- 21% - «постарались бы уехать из страны»
- 20% - «постарались бы найти работу, с которой не берут в армию»
- 20% - «сразу бы добровольно пошли на фронт»
- еще 10% респондентов давали иные разнообразные* ответы или не могли определиться с ответом.
Обратите внимание, как тонко сформулирован был вопрос: респондентов спрашивали не про них лично, а про их мысли относительно знакомых им людей. Соответственно выяснилось, что примерно 50% людей думают, что их окружение готово воевать (1 и 4 варианты), а еще примерно 40% людей думают, что их окружение не готово воевать (2 и 3 варианты).
* - например, встречались такие ответы: «остались бы работать в тылу» или «часть пошла бы на фронт, часть старалась бы откосить».
На фоне таких ответов на первые два вопроса поневоле задумываешься о том, много ли вокруг патриотов и что такое вообще есть патриотизм для современных жителей России. Ученые спросили респондентов и об этом!
Вопрос 3: Что значит сегодня быть патриотом России? (можно дать несколько ответов)
- 61% - «уважать и знать историю России»,
- 56% - «испытывать чувство ответственности за происходящее в стране»
- 51% - «испытывать гордость за свою страну»,
- 47% - «уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны, людям пожилого возраста, инвалидам»,
- 39% - «быть готовым к самопожертвованию ради интересов страны»
- 33% - «принимать участие в общественной и политической жизни страны» (32,5 %)
- 23% - «честно и добросовестно трудиться».
В принципе все варианты понятны, логичны, естественны.
А вот варианты вида «служить в армии», «пользоваться товарами отечественного производства», «придерживаться традиционных духовных ценностей» популярны гораздо меньше. Более того, нередко опрошенные как социологами, так и нами респонденты вообще отмечали, что патриотизм - понятие архаичное, устаревшее, и что каждый человек вправе выбрать себе удобное место проживание, наиболее интересную ему культуру, наиболее подходящее ему общество.
Какие из этого всего можно сделать выводы?
Выводы в общем-то каждый может сделать сам. Но целом есть мнение, что государство не слишком хорошо справляется с патриотическим воспитанием подрастающих поколений. Что, впрочем, неудивительно:
- оголтелая и однообразная пропаганда в средствах массовой информации всем критично мыслящим людям давно опротивела,
- большинство официальных форматов патриотического образования и просвещения застряли где-то в конце прошлого века,
- в эпоху постмодерна любовь к родной стране зачастую прямо пропорциональна экономическим успехам этой самой родной страны и общественному оптимизму на фоне этих успехов, а по части динамичного экономического развития Россия, к сожалению, пока не что входит в число мировых лидеров.
***
Читайте также: