Юрий Гагарин – живой символ победы СССР в космической гонке – погиб 27 марта 1968 года. Его смерть породила множество слухов и домыслов.
Прерванный полёт Гагарина
Жизнь лётчика Юрия Гагарине разделилась на две части: до полёта в космос и после. Власть не хотела рисковать символом своего космического триумфа, поэтому высокопоставленные чиновники надеялись превратить Гагарина в некий, хотя и живой, но всё-таки музейный экспонат. Юрий Гагарин неоднократно говорил в интервью, что его сильно тяготит факт отсутствия неба. И он, будучи человеком сильным и упрямым, сумел вернуться к полётам.
27 марта 1968 года произошло то, чего так все боялись. Гагарин погиб. Он вместе с Владимиром Сергеевичем Серёгиным совершал тренировочный полёт на истребителе УТИ-МиГ-15. Произошла авария, в которой оба пилота погибли.
Новость вызвала оцепенение. Никто не мог поверить в то, что Гагарин погиб. Тут же было собрано несколько правительственных комиссий, которые принялись за расследование. Совместными усилиями было собрано 29 томов дела, в которых содержались абсолютно все факты, касавшиеся последнего полёта Юрия Алексеевича. Но окончательных выводов тогда так никто и не услышал.
Конечно, отсутствие официальной версии породило множество самых разнообразных слухов и легенд. Например, Николай Рыбкин, который на протяжении долгого времени возглавлял отдел военной контрразведки Звёздного городка, вспоминал, что специальная комиссия от КГБ сначала искала в крушении самолёта американский след.
Ещё одна версия гласила, что Юрия Алексеевича устранили сотрудники КГБ. В 1990-х появилась «инопланетная теория». Якобы самолёт с Гагариным и Серёгиным то ли столкнулся с тарелкой пришельцев, то ли они вообще их похитили, ведь останки никто не видел.
Согласно версии, которая пользуется популярностью и по сей день, Гагарин якобы погиб раньше. Он был на борту «Зонда-4», который столкнулся с поверхностью Луны. Якобы СССР очень спешил покорить и спутник Земли, чтобы обогнать американцев, поэтому в бой был брошен первый космонавт. Когда же произошла трагедия, срочно объявили, что корабль был беспилотным. А затем и провернули трюк с авиакатастрофой.
Алексей Леонов и его правда
Практически сразу после гибели Гагарина свою версию начал активно продвигать Алексей Леонов — человек-легенда, который первым вышел в открытый космос. По его версии, виноватым в гибели Гагарина был не какой-нибудь американский диверсант и не пришелец, а вполне себе реальный лётчик, который грубо нарушил полётный план. Леонов утверждал, что в том же районе, где проходил тренировочный полёт Гагарина и Серёгина, шли испытания истребителя-перехватчика Су-15. И вот пилот этого самолёта нарушил режим и опустился слишком низко. А затем прошёл в паре десятков метров от крылатой машины Гагарина. Его самолёт вошёл в спираль, из которой выбраться не получилось.
Против версии Леонова выступил другой очень авторитетный человек — Арсений Миронов, член государственной комиссии по расследованию аварии.
По версии Миронова, причиной трагедии стало стечение обстоятельств. Множество мелких факторов, которые сами по себе не могли привести к аварии, соединились, и это стало фатальным. Причиной крушения самолёта стала банальная халатность. Члены комиссии обнаружили девять нарушений инструкции по безопасности полётов. Тут и отсутствие разведчика погоды (предполагались одни условия, по факту были другие), и неисправность радиолокатора с бортовым самописцем, и отсутствие наддува. Не всё гладко и с Серёгиным. По одним данным, у него перед полётом были серьёзные проблемы со здоровьем. Но главное — у него не был отточен навык вывода самолёта из штопора.
Комиссии так и не пришли к какому-то определённому мнению. Космонавты требовали не порочить имя Гагарина, другие специалисты считали, что именно халатность при организации полёта сыграла роковую роль.
Скорее всего, правды уже не узнать. Прошло слишком много времени, и слишком много людей не хотели, чтобы истинные причины были обнародованы. Может, верна версия Леонова, а может, и Миронова.