Сегодня мы знаем, что на красной планете жизни быть не может. Атмосфера - углекислый газ (95%), среднесуточная температура - минус 60 °С. Но в XIX веке на Марс возлагались очень большие надежды. Да что там! Даже в середине XX-го многие продолжали верить в скорый контакт с соседями по Солнечной системе. Помню, как зачитывался «Марсианскими хрониками» Берроуза.
Но сегодня хочу поделиться мыслями учёных именно 19 столетия. В то время как молодой Володя Ульянов (Ленин) поступал в юридический университет, а автор «Властелина колец» Джон Толкин ещё барахтался в пелёнках, учёные Российской империи зачитывались статьями французского астронома Камиля Фламарриона о жизни на Марсе. Луну, как возможную обитель разумных существ, тогда уже перестали рассматривать. А вот далёкий красный шарик всё больше будоражил фантазии. В 1892 году в журнале «Царь-колокол» вышла статья Фламарриона «Сообщение между планетами».
Опубликую тут отрывок.
Планета Марс не приближается к нам ближе чем на 14 миллионов миль, но она известна нам более всех других небесных тел. И мы едва ли почувствовали себя на чужбине, если бы перенеслись туда. Континенты, моря, острова, реки, облака, дожди, снега, времена года, дни и ночи - там всё то же, что и у нас. ( Вода на поверхности Марса представлена только в твёрдом состоянии на полюсах. Также слой льда присутствует глубоко внутри грунта в других частях планеты ).
Года там длиннее наших, потому что продолжаются 687 дней (Это правда. Таков период обращения Марса вокруг Солнца), но чередование времён года, такое же как у нас (Тоже верно. Разница в длительности. Весна продолжается на Марсе 7 месяцев, зима -4, лето и осень - по 6).
Дни там также несколько длиннее. Суточное обращение - 24 часа 37 минут.
Когда в ясные звёздные ночи смотришь на эту планету в телескоп, когда видишь эти полярные льды, которые тают летом, эти ясно очерченные континенты, эти средиземные моря с длинными заливами, трудно воздержаться от вопроса, неужели Солнце, которое освещает эту планету так же как нашу, не согревает ничего живого, неужели эти дожди ничего не оплодотворяют ( дожди на Марсе идут, но капли испаряются, не достигая поверхности), неужели этой атмосферой не дышит ни одно живое существо? (Теоретически, приспособиться к атмосфере красной планеты могут цианобактерии)
Астроном также предлагает использовать для общения с марсианами геометрические фигуры. То есть выложить на поверхности Земли гигантские светящиеся треугольники, круги и квадраты, размерами в несколько сотен километров. Почему именно геометрические фигуры? Фламаррион считал их универсальным «языком», который поймут разумные обитатели любых других планет. Но учёный делает ряд оговорок, в каком случае контакт будет успешен:
1) на Марсе есть жители
2) они занимаются астрономией
3) у них есть достаточно мощные телескопы
4) они внимательно наблюдают за Землёй
В этой же статье Камиль сокрушается по поводу низкой просвещённости рядовых европейцев, которые не до конца понимают, что Марс - это такая же планета как Земля, а не светило. Даже образованные люди считают себя венцом божественного творения и не могут представить существование в космосе более развитых существ чем они. Поэтому многие скептически воспринимают идею отправлять световые сигналы во Вселенную: если там и есть жизнь, то более примитивная, и попыток землян выйти на связь гипотетические инопланетяне просто не поймут.
Спасибо за внимание!