1955 год
СССР
Середина 50-х годов XX столетия. В городе Свердловске на Урале, областном центре РСФСР, проживал и работал на руднике молодой горный инженер Карпенко Константин Петрович. Было у него одно страстное увлечение — ое был фотолюбителем. Фотографировал всё и много, при первой же возможности. У себя дома устроил фотолабораторию. Сам составлял проявитель, закрепитель, сам печатал. Короче, человек был мастером своего дела. А так как фотографов в промышленных центрах в те времена было немного, то к нему многие обращались. Он фотографировал друзей, знакомых, коллег по работе, дарил им фотографии и т.д. Иногда фотографировал по просьбе руководства рудника что-либо для производственных нужд.
Человеком он был общительным. С соседями и многими работниками рудника поддерживал приятельские отношения. Были и близкие друзья, но таких было немного.
И так случилось, что Константин Петрович как-то пригласил к себе домой в гости одного из коллег по работе на руднике. Посидели, поговорили, немного выпили. Понятно, что каждый фотолюбитель имеет дома не один альбом фотографий. Так было и у Константина Петровича. А какой фотолюбитель не похвастается своими работами перед знакомыми и друзьями. Похвастался и Константин Петрович.
Показал свои альбомы. Каких фотографий там только не было. Семья, друзья, знакомые, виды города, природы и, разумеется, фото сделанные на работе: рабочие, инженера, виды рудника. Приятель засиделся, рассматривая предложенные фотоснимки, нахваливал Константина Петровича за качественные фотографии (а они на самом деле были высокого качества). Разошлись поздно.
Утром этот приятель явился в городское отделение КГБ с просьбой проверить, не шпион ли Константин Петрович, уж очень у него любопытные снимки с рудника имеются.
Сигнал есть – надо проверять.
Константина Петровича со всеми его фотоматериалами вызвали в КГБ,
Паспорт отобрали сразу же и отправили на экспертизу.
Более часа лейтенант, сотрудник КГБ беседовал на различные темы с Константином Петровичем, рассматривая фотографии в фотоальбомах.
Наконец, принесли паспорт с сообщением, что паспорт подлинный.
Лейтенант извинился перед Константином Петровичем и отпустил его домой.
И как по заказу.
Два дня спустя на руднике падает новый кран, один из опытных образцов, которые проходили испытание на этом руднике.
Конструктор просит прислать ему фотографии крана. И прислать срочно.
А на руднике, кроме Константина Петровича, никто фотографировать не умеет.
Главный инженер находит Константина Петровича.
- Костя, срочно! Бери фотоаппарат. Нужные фотографии крана.
А ему в ответ.
- Нет, без разрешения КГБ, никаких фотосъемок не будет. За такую фотографию на Западе золотом заплатят: русские, мол, не умеет делать краны. А я потом отвечай? Нет, нет.
Пришлось главному инженеру звонить в городское управление КГБ, и более часа метаться в ярости, в ожидании сотрудника органов госбезопасности.
Наконец, приехал лейтенант КГБ. В его присутствии Константин Петрович сфотографировал все, что просили, и вручил пленки лейтенанту: проявляйте и печатайте, мол, сами. А это еще пару часов нервотрепки для главного инженера.
Вот так и всплыла история с визитом приятеля в гости к Константину Петровичу.
Понятно, через день о ней знал весь рудник.
Этот приятель никого из ваших знакомых не напоминает?
(Источник: рассказ сына Константина Петровича)