Найти в Дзене

ОПАСНАЯ ПОТЕРЯ

Оглавление

17 января 1966 года в небольшом испанском рыбацком и одновременно курортном поселке Паломарес, расположенном на самой кромке средиземноморского побережья, стояла прекрасная погода. Казалось, действительно «над всей Испанией безоблачное небо». Однако этот день, как и последующие 80, мог стать последним для сотен тысяч людей, проживавших в этих благословенных местах.

ШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ

В середине дня над поселком по­явился огромный самолет. Это был американский самолет-заправщик КС-135, именуемый на принятом в ВВС Соединенных Штатов сленге «воздуш­ной коровой». Его задача — пополнять в воздухе топливные баки стратегических бомбардировщиков с ядерным оружи­ем на борту, круглосуточно находящих­ся в воздухе на боевом дежурстве. Не­которое время он барражировал вдоль побережья. Вскоре к заправщику при­близился гигантских размеров вось­мимоторный бомбардировщик B-52G, в бомбовых отсеках которого распола­галось оружие «Судного дня» — четыре водородные бомбы, каждая из которых по разрушительной силе превосходи­ла сброшенную на Хиросиму бомбу в 1 250 раз. На высоте 9 300 м самолеты сблизились, заняли позиции и на ско­рости 600 км/ч приступили к заправке в воздухе. Получив от бомбардировщика подтверждение готовности к приему горючего, на КС-135 запустили мощ­ные высокопроизводительные насосы, и керосин хлынул по шлангу в изряд­но опустевшие баки B-52G. Операция, давно ставшая рутинной, проходила в штатном режиме до тех пор, пока у B-52G неожиданно не вспыхнул один из двигателей.

ЦЕНОЙ ЖИЗНИ

Огонь сразу же перекинулся на крыло, но, прежде чем он охватил всю огромную машину, экипаж, действуя самоотверженно, успел в соответствии с инструкцией выполнить аварийный сброс своего страшного ядерного груза

Пылающие обломки попадали в море и частично усеяли побе­режье. Разбросанные на площади порядка 40 кв. км, они догора­ли на земле в течение 5 часов.
Пылающие обломки попадали в море и частично усеяли побе­режье. Разбросанные на площади порядка 40 кв. км, они догора­ли на земле в течение 5 часов.

на парашютах. Члены экипажа, не за­действованные в этой операции, успели покинуть полыхающий самолет. Сразу же вслед за этим последовал страшный взрыв, превративший оба самолета в огненный шар. Пылающие обломки по­падали в море и частично усеяли побе­режье. Разбросанные на площади по­рядка 40 кв. км, они догорали на земле в течение 5 часов. Так закончили свой короткий век два воздушных гиганта.

Погибло и семь членов экипажа.

ЗАРАЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ

Три бомбы приземлились на окраи­не поселка. По счастливой случайнос­ти обошлось без жертв и разрушений.

Но в одной из бомб при ударе о землю сработал первичный тротиловый запал, разбросав вокруг фрагменты основного заряда — радиоактивных урана и плуто­ния. Уже на следующее утро в Палома­рес стали прибывать различного рода специалисты — как американские, так и соответствующих испанских служб.

К концу дня их число перевалило за 300, возникла проблема их размещения в поселке с населением менее 1 200 жи­телей. Местным властям пришлось в экстренном порядке разбить на окраине поселка палаточный лагерь.

Вооруженные дозиметрами и иными хитрыми приборами, прибывшие про­чесывали буквально каждый уголок по­селка, вызывая недоумение и опасения у непосвященных в суть случившегося местных жителей. Лишь 20 января было опубликовано официальное сообщение правительства США о катастрофе в воз­духе, признавшего, что на борту одного из погибших самолетов находилось ядерное оружие.

Радиацией было заражено более 200 га земли. Значительный слой почвы был срезан и вывезен для захоронения, а оставшаяся земля после тщательной дезактивации была признана пригодной для проживания на ней и использования для нужд сельского хозяйства.

ПОДВОДНАЯ ЭПОПЕЯ

Но существовала еще четвертая сброшенная с B-52G бомба. Она опус­тилась на парашюте в море всего в 100 м от суденышка местного рыбака Фран­сиско Ортса, оказавшегося свидетелем катастрофы. Франсиско, сделав при­близительную привязку к береговым ориентирам, поспешил на помощь трем спускавшимся на парашютах летчикам.

Вскоре он сумел принять на борт спас­шихся от воздушной катастрофы.

Поиски бомбы на дне моря стали к тому времени самой дорогостоящей в истории операцией по возврату уте­рянного имущества. К участию в не имеющей аналогов операции было при­влечено множество кораблей и судов, самолетов и вертолетов, несколько глу­боководных аппаратов (ГА), в том числе принадлежащие ВМФ батискаф «Триест- 11» и «Дипджип». Министр обороны США Роберт Макнамара обратился к руковод­ству американских фирм, занимавшихся глубоководными работами, с просьбой направить в район поиска свои аппараты «Элвин» и «Алюминаут». Целые команды водолазов и аквалангистов уходили под воду в ходе поисков дорогой и опасной утраты. Всего в деле приняли участие без малого 3 800 человек. Вся это раз­ношерстная армада, проходившая под кодовым названием «Оперативное со­единение 65», была подчинена адмира­лу Уильяму Гесту. В качестве главного консультанта адмирал привлек комман­дера Дж. Муни: в августе 1964 года тот,управляя «Триестом», обнаружил остан­ки погибшей ранее в Атлантике атомной подводной лодки «Трешер».

ПЕРВЫЕ НЕУДАЧИ

Удивительно, но поначалу к рассказу очевидца катастрофы — рыбака — воен­ные отнеслись без должного внимания.

Чтобы определиться с районом поиска, выполнили компьютерное моделирова­ние ситуации. Провели также и натурный эксперимент: с высоты, на которой про­исходила катастрофа, с полностью ана­логичного погибшему бомбардировщи­ка сбрасывали макет бомбы. Но все эти ухищрения ни на шаг не приблизили по­исковиков к цели. Тогда наконец вспомни­ли о свидетеле, и вся флотилия сконцент­рировалась в указанной им зоне. 15 марта 1967 года под воду ушел ГА «Элвин». Под­водный поиск затруднял сложный рельеф морского дна: круто уходящий в глубину склон, изрезанный глубокими ущелья­ми. «Элвин», начав спуск вдоль одного из ущелий, через 1,5 часа достиг глуби­ны 770 м. Дно было покрыто слоем ила.

Когда поднятая аппаратом муть рассея­лась, экипаж через иллюминатор заме­тил парашют, вероятно принадлежавший бомбе. Это была первая большая удача экспедиции. «Элвин» сделал несколько фото и связался с кораблем обеспече­ния. Вскоре на помощь к нему спустился «Алюминаут», сумевший с помощью ме­ханических манипуляторов закрепить на парашюте маячок-ответчик. Четверо су­ток подводники тщетно пытались связать спущенный с поверхности трос с пара­шютными стропами. Начавшиеся весен­ние штормы вынудили на несколько дней остановить работы, но, как только море утихло, «Элвин» и «Алюминаут» вновь ушли под воду. Теперь они пытались заце­пить стропы якорем, опущенным с кораб­ля обеспечения. Сделать это было совсем не просто: место проведения операции скрывала муть, поднимающаяся при ма­лейшем движении винтов и манипулято­ров глубоководного аппарата. И все же якорь в конце концов зацепился за пы. Начался подъем. Когда до поверхнос­ти оставалось меньше 100 м, трос лопнул и бомба упала обратно в пучину теперь уже на глубину 870 м.

ЗАВЕРШЕНИЕ

«Алюминауту» и «Элвину» понадоби­лось целых девять дней, чтобы отыскать бомбу. И опять шторм остановил рабо­ты. Лишь 5 апреля к ней смог спустить­ся подводный робот — управляемый с поверхности по кабелю аппарат КУРВ.

Он мертвой хваткой вцепился в парашют своим манипулятором. Затем манипуля­тор был отсоединен от аппарата и остал­ся на парашюте, а «Элвин» закрепил на манипуляторе трос. 7 апреля 1966 года начали подъем.

Действовали с чрезвычайной осто­рожностью. Наконец из моря появил­ся 3,5-метровый цилиндр диаметром более 0,5 м — злосчастная четвертая бомба. Так завершилась почти трех­месячная операция, обошедшаяся Со­единенным Штатам в 84 000 000 дол­ларов. Вот уж действительно дорогая пропажа!

Из моря появился 3,5-метровый цилиндр диаметром более 0,5 м — злосчастная четвертая бомба. На фото: на борту USS Petrel у берегов Испании, 1966 год. 
Экипаж NOTS после успешного извлечения водородной бомбы
Из моря появился 3,5-метровый цилиндр диаметром более 0,5 м — злосчастная четвертая бомба. На фото: на борту USS Petrel у берегов Испании, 1966 год. Экипаж NOTS после успешного извлечения водородной бомбы