"Майор Гром: Чумной доктор" — то самое кино, за которое не стыдно. Совсем. И сердце кровью обливается от осознания того, что между "наши ничего путного не снимают" и "мы поддержим наш качественный проект" зачастую настолько большая пропасть, что тем, кто оценили продукт по достоинству, приходится строить мосты из хэштегов и ходить в кино на повторные просмотры.
Так что, если вы ещё не ходили и сомневаетесь, то без колебаний покупайте билет — поверьте на слово, это того стоит!
Также рекомендую прочитать эту статью (она без спойлеров):
Агитка или голос разума? Пара слов о "Майоре Громе" | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)
Если же вы ходили, то эта большая рецензия со С П О Й Л Е Р А М И для вас. Прочтите её, поделитесь своим мнением в комментариях, расскажите своим друзьям о фильме — ваша поддержка этой ленте сейчас нужна, как никогда.
! ! ! С П О Й Л Е Р А Л Е Р Т ! ! !
О фильме
Начнём мы с вами с системного обзора ленты, а затем углубимся в частности.
Фильм получился на удивление целостным и при этом... очень русским. Авторы явно постарались с созданием своей, особой, атмосферы и будто бы выполнили срез современного русского человека — в плане, они не просто сделали проект с душой, но и сделали его на одной волне со зрителем, что стоит очень дорого, особенно в реалиях отечественного кинематографа. От игры актёров (даже детей-актёров) и диалогов, в которых то и дело встречаются своего рода "новые русские поговорки" (не знаю точно, как назвать "рот закрой, за умного сойдёшь" и тому подобные фразовые образования), не бросает в краску испанского стыда, несмотря на всю вероятность подобного исхода. За операторскую работу и спецэффекты — моё почтение! — это очень хорошо даже по мировым меркам, а недостаток, отмеченный мной в обзоре без спойлеров, скорее относится к экрану кинотеатра, а не к фильму. Музыкальное сопровождение также не отстаёт от визуального и не выпадает из общего "русского" ощущения ленты, но напротив, раскрывает и дополняет всё вышеперечисленное.
В фильме есть ровно 3 серьёзных сюжетных допущения — именно допущения, а не недостатка, т. к. в общем и целом это не мешает восприятию фильма, да и объяснить их можно, чем по ходу действа косвенно и занимаются герои.
Во-первых, казино. Ну, не верю я, что на фоне убийств людей из городской элиты оставшаяся её часть без опаски поехала на открытие казино, чтобы собраться в одном месте. Скорее всего, они понадеялись на систему охраны заведения, либо же не восприняли всерьёз происходящее (хотя богатые люди зачастую бывают очень осторожны в подобных вещах). Так или иначе, герои сами озвучивают данную несуразицу, что говорит о том, что вопрос без внимания не был оставлен.
Во-вторых, попытка Грома арестовать Разумовского. Действительно, почему он не обратился с доказательной базой к своему непосредственному начальству? На это могут существовать несколько причин, которые вполне могут существовать одновременно:
а) он не доверяет никому в полной мере (ещё и стажёр подвёл несколькими минутами хронометража ранее);
б) он хотел поговорить с Разумовским, понять его, т. к. в их взглядах были точки соприкосновения, да и восхищался он им не так давно;
в) ему никто не поверит, а самому ему только предстоит всё проверить; расскажи он свою теорию Стрелкову, всё вполне могло бы кончиться, как в случае со вторым допущением.
В-третьих, арест Грома. Как говорил Дима, тут и так понятно, что Гром не виноват. Тем же макаром выделим возможные причины:
а) с таким делопроизводством, какое показали в начале картины, подобный исход закономерен; с другой стороны, Чумной доктор натворил бед на голову выше, чем те же "Шайбы", это едва ли не правительственный уровень, а это значит, что со Стрелкова будут спрашивать на полную катушку. Да и откуда деньги у Грома? Со ставок на его увольнение? Думаю, всё выглядело настолько гладко, что никто решил не копаться особо в происходящем; да и опять же, практика раскрытия преступлений в мире BUBBLE не заставляет удивляться;
б) личная неприязнь; эта зараза вполне могла заставить закрыть глаза Стрелкова на некоторые несостыковки и подтолкнуть к принятию решения.
Пожалуй, из допущений всё. В остальном же фильм, напротив, продуман до мельчайших деталей, а конфликты, зачастую, заявляются заранее. Приведу хотя бы эти несколько примеров:
- договор с HOLT лежит на столе у Разумовского, когда Гром к нему приходит в первый раз — Юля рассказывает Грому про этот договор уже в казино;
- Чумной Доктор ловит камень Грома, а его "последователь" не смог повторить подобный трюк;
- флешбек разговора полицейского и Серёжи — фотография отца Грома;
- в целом нет "лишних" персонажей — их линии зачем-то нужны, их не бросают (затронем эту тему чуть ниже);
- даже линия с холодильниками оказывается закрыта в первых титрах.
И это лишь малая часть подобных деталей, которые показывают, сколь скрупулёзно подошли создатели проекта к воплощению на экранах комиксов; на деле — поверьте мне — они везде, и они делают фильм практически идеальным в его структурном представлении. Это один из самых цельных продуктов кинематографа на сегодняшний день.
Пройдёмся по некоторым деталям и сценарию
Итак, фильм начинается с полёта белых чаек над рекой. Образ птиц в принципе является знаковым для этого фильма (как и образ собаки, которую в этой сцене защищает Серёжа); например, в комиксах альтер-эго Разумовского так и называется — Птица, да и маска Чумного Доктора, как мы понимаем в определённый момент расследования Грома, явно отсылает к черепу конкретного птичьего вида. Особенно хорошо раскрывается этот образ в открывающих титрах, которые начинаются с полёта клина чёрных чаек. Подробнее я их (титры) разобрал в упомянутой выше мини-рецензии, так что настоятельно рекомендую ознакомиться, там много интересного.
Возвращаемся к фильму. Через двенадцать лет море сменяется городом, а в небе летают уже не птицы, а деньги, выпархивающие из машины "Шайб", за которой гонится Гром. По факту их нахождение в фильме необходимо:
- для связи с короткометражкой
- для демонстрации методов работы Грома
- для юмористической составляющей
- для передачи "русского" колорита кинокомикса
Забавная деталь: Гром сбивает "Шайб" на мусоровозе. С одной стороны, сразу вспоминается сленговое название работников полицейского управление, а с другой — Разумовский нарекает сиим нелестным именем "клиентов" своего альтер-эго. Ну, кроме того, нельзя не вспомнить третье убийство — убийство хозяина свалки и его семьи.
Говоря об экспозиции нельзя не отразить, что она несколько более растянута, чем экспозиция в привычном понимании. Однако это не делает её "затянутой", совсем нет. Весь фильм держит определённый ритм, в нём нет резких скачков и долгих проседаний сюжета, а такая экспозиция и вовсе необходима для стартующей (будем на это надеяться) киновселенной. Сценаристы грамотно и постепенно заявляют персонажей, что не идёт в ущерб основному действию, но филигранно вплетается в него.
Если взглянуть на сценограмму в начале этого раздела (что это такое, как её читать и строить, можете прочитать здесь), то можно отразить поражающую сценарную проработанность. Допущения, упомянутые выше, довольно явные, однако, как уже пояснялось, их нельзя назвать в полной мере недостатками. В целом же, если ключевые точки идут в логичной последовательности друг за другом (попробуйте прочитать только их) — это показатель хорошего и правильного сценария.
Дальнейшие сюжетные особенности мы разберём, поговорив о некоторых отдельно взятых персонажах.
Персонажи
Игорь Гром
Бескомпромиссный полицейский со своими методами, выполняющий большую часть работы отдела и имеющий определённые проблемы с доверием.
Главная роль досталась Тихону Жизневскому. Стоит отметить, что в короткометражке 2017 года роль исполнил Александр Горбатов. О причинах рекаста авторы говорить отказались, однако отметили, что после оного лишь утвердились в мнении о несомненном успехе своего фильма (ироничное заявление в ключе кассового "успеха").
Что ж, нельзя отрицать, что "новый" Гром оказался несколько более выразительным, чем предыдущий (хотя мне и тот безумно нравился). Так или иначе, Тихон действительно хорошо подошёл на эту роль, тут создатели не прогадали.
Ничего не могу сделать, но я так и вижу в нём Шарапова из "Места встречи изменить нельзя", а слышу голос Лапенко из скетчей. Это лечится? Посудите сами.
Интересный факт: в фильме Гром промахивается лишь один раз, да и то, бросив дротик в дартс. Такая иллюстрация его "промаха" с предшествовавшим судебным процессом имеет куда более занятную историю. Изначально первым предметом, отказавшимся отправляться по месту назначения, должен был стать камень со сцены попытки задержания Чумного доктора. Из-за этого промаха Игорь должен был бы сильно корить себя и тренироваться в метании предметов на протяжении всего фильма. В финальную версию попал лишь дартс и итоговый бросок стакана в последователей Чумного доктора, которые не смогли повторить трюк своего кумира.
С первых сцен нам демонстрируют его главную фишку: умение "думать" (предсказывать вероятные варианты развития ситуации). Проблема в том, что в этих планах он всегда работает один, из-за чего список решений значительно сужается. Собственно поэтому он и не видит в финальной битве других решений, кроме как выпрыгнуть с Чумным доктором из окна, либо же выбросить его одного (чуть позже). Оба раза его спасают от этого друзья, на участие которых в действе он вовсе не рассчитывал. К концу фильма он, наконец, впускает в свою жизнь людей, учится социализироваться, а это важный фактор: из-за своей нелюдимости он иногда предстаёт перед нами вовсе как законченный психопат (он вполне может позволить себе не только жёсткие методы допроса, но и ломать дорогую технику просто в силу своего недовольства деятельностью её владелицы).
Вот так мы плавно и переходим к одному из главных конфликтов ленты — конфликту насилия и ненасилия. Вплоть до середины фильма он звучит в форме "работать по уставу, или нет". Первый раз он возникает, когда Гром лепит на кухне у Прокопенко пельмени; последний ещё тогда спросил, залепляя тесто, что делать тогда с преступниками, если действовать не по букве закона: варить, или жарить? Второй раз тот же момент вызывает недоумение у Димы Дубина. Гром говорит, что психа с огнеметами по уставу не задержишь, на что Дима резонно замечает, что не совсем становится ясна грань между ним и преступником. Гром отвечает, что он не убивает людей, на что Дима бросает почти пророческое слово "пока".
В свете описанного выше, решение выброситься с Чумным Доктором из окна играет новыми красками, согласитесь? Так он пробует окончательно решить проблему в его лице без вреда для друзей и при этом самому не остаться жить преступником. Когда он позже рассматривает вариант расправиться подобным образом с безоружным Разумовским и сохранить себе жизнь, он едва ли не перешёл ту самую тонкую грань, отделяющую в хаосе мира, показанного в фильме, порядочного человека от преступника, как и предрекал Дима. Таким образом, Юля в этот раз спасает не просто его жизнь, но и спасает его душу.
Как мы видим, разрешение проблемы недоверия в этом моменте повлекло за собой разрешение вопроса о насилии-ненасилии — Игорь утвердился в этом принципе, что становится понятно по его разговору с Разумовским. Однако, думаю, эта проблема еще лучше раскроется в последующих фильмах.
Раз уж мы косвенно затронули вопрос доверия-недоверия, остановимся на нём чуть подробнее. Мы уже сказали, что Гром до самого конца абсолютно не умеет контактировать с людьми (исключение: Киевстонер, однако трудно назвать их отношения прямо-таки нормальными, и Прокопенко, но это больше похоже на связь отца и сына). Истоки такого недоверия к людям нам пока неизвестны (полагаю, для этого и правда нужен сиквел, т. к. в фильме для этого просто нет места).
Сама же проблема выходит далеко за пределы личного восприятия Грома. Мы можем видеть её же у Юли, только в несколько ином виде (об этом поговорим в своё время), а также неясным остаётся вопрос — каковы границы дозволенного в отношениях между людьми, если проблема недоверия решается... через подкладывание жучка? Да и появление друзей Грома на месте битвы — нарушение их договорённости. Пусть это и привело ко всеобщему спасению в итоге, однако чуть не привело Грома к самопожертвованию.
Полагаю, ответ таков: главное не желать другу зла (желать только добра) при всех подобного рода действиях, которые были необходимы в этой ситуации, но в любой иной могли бы напрочь истратить минимальный кредит доверия, который он вам выдал (всё-таки схватка с Чумным доктором не является случаем бытового шпионажа — об этой мерзопакостной вещи тут речи вовсе не идёт). Да и такая черта Грома как упёртость (а именно в нее у него трансформируется недоверие) не позволила бы банально сделать так, как лучше, не скрыв своих намерений.
В общем, друзей оправдали, с недоверием разобрались, а теперь перейдём к Юле Пчёлкиной.
Юлия Пчёлкина
Журналист, блогер, юрист — да кто угодно, лишь бы на пользу делу и идеалам.
Первое, что приходит в голову при упоминании этого персонажа — слово "актриса". И прям сразу на больное. Такое чувство, будто Любовь Аксёнова в этой роли не позволяет себе раскрыться, будто что-то ей мешает и как следствие она иногда ощущается в кадре слегка "замороженной" (иногда больше веришь в отношения Грома и шаурмы). Не исключаю, что такая "замороженность" — её актёрская задача, однако мне пока не совсем понятно её цель. Разве что это... постоянная настороженность и постоянное желание "держать лицо".
Вот мы и столкнулись снова с проблемой недоверия — судя по всему, у Юли с этим связана какая-то психологическая травма, но несмотря на это она первая пошла на контакт с Громом. Если у Грома — это уже черта характера, переходящая в упёртость, то Юля создаёт иллюзию доступной для контакта натуры, хотя девушка под этой маской готова разодрать за свои личные интересы и границы лицо оппоненту и распылить на образовавшиеся раны два баллончика перцовки.
В любом случае, актрису на роль подобрали весьма удачно, так что буду склонен отнести такого рода непонятки тоже к недочётам.
Сергей Разумовский
Доктор, миллиардер, программист, филантроп, а также главный вор фанатских сердец.
Вот мы и добрались до самого сладкого — персонажа Сергея Горошко. Сергей — психически больной, но альтруистичный по своей сути человек с раздвоением личности (не бейте за неверный диагноз). Вырос в детском доме, альтер-эго же появилось как средство защиты от жестокости окружающих, на время вытеснилось реальным другом Олегом и полноценно вернулось в конце второго акта. В детстве Сергей защитил собаку от злобных мальчишек (а помните полицейскую классификацию и то, какое место в ней занимают собаки? он сам в некотором роде "собака" и защищает себя и таких, как он, от "чумы") и сжёг последних. Полагаю, это воспоминание было вытеснено им вместе с альтер-эго подальше в бессознательное; туда же отправились и образы птиц из начала фильма, где обрели прочную связь с огнём. Дальше уже дело техники и массовой культуры.
Сергей в ужасе от дел своего альтер-эго, принявшего в его восприятии на какое-то время облик его якобы мёртвого друга, поначалу делает попытки противостоять ему, но в конце второго акта без особой охоты сливается с ним. Результаты были налицо — весь третий акт мы видели совместную работу такого тандема, а в первой сцене после титров альтер-эго вновь показало себя, на этот раз во всей красе — в каноничном облике Птицы. Это, конечно, экранка, но вы сами знаете, если ходили, насколько это шикарно.
В общем, так или иначе, Сергей решает выжечь дотла всех богачей Санкт-Петербурга, деньги которых, заработанные на жизнях других людей, вершат "правосудие". Однако, будучи палачом, он становится самым настоящим преступником, грань справедливости и реального желания помочь людям была им пересечена вслед за моральной. Для начала, в первой половине второго акта он жжёт невинных людей (семью владельца большой питерской свалки); затем перешагивает через мораль первый раз, подставляя Грома. В итоге он вовсе становится причиной массовых беспорядков, призвав жителей к самосуду. Стоит отметить, что Сергей до слияния с Птицей выражал в казино несогласие со своими последователями, а слившись с ним, стал использовать их как инструмент, именуя не иначе как "грязью".
В конце своего пути он стал тем, кого сам какое-то время назад сжигал — теперь он так же планирует использовать своё положение для того, чтобы избежать наказания и посадить невинных (и к этому уже были предпосылки в виде облачения им Игоря в костюм Чумного доктора). В описанный момент мы понимаем, что в нём полностью теряется человек и остаётся лишь преступник. Оттого тезис Игоря о недопустимости убийств обретает лишнее подтверждение. Такое жизненное кредо было уже свойственно одному известному супергерою вселенной DC. По большому счёту, Чумной доктор — альтернативная версия Бэтмена, которая перешагнула через свой главный принцип и пошла против Джеймса Гордона (по мнению Птицы, такая версия гораздо круче). Однако, не знаю, как создателям фильма это удалось, но жизненный принцип Грома выглядит куда более обоснованным, чем в большинстве экранизаций комиксов о Бэтмене.
Стоит также отметить, что весь путь становления Птицы и Чумного доктора соответственно отражается в цветовой палитре одеяний Сергея — весь фильм, что знаково, мы наблюдаем за процессом его "очернения".
Интересный факт: за рабочим местом Разумовского мы видим Пергамский алтарь — рельефное изображение битвы греческих богов и гигантов. Это вполне можно расценить и в контексте борьбы, которой предстоит развернуться на улицах, и в контексте внутренней борьбы Сергея, что гораздо более вероятно.
В контексте Разумовского можно сказать также пару слов о свободе слова и одностороннем шифровании в социальной сети. Судя по фильму, можно без лишнего сомнения сказать, что это плохая идея — такая социальная сеть рискует стать трибуной с микрофоном для маньяка. С другой стороны, при одностороннем шифровании данные абонента сети никуда чисто на уровне кода не могут утечь. Как же тогда быть? Во-первых, речь в таком случае идёт скорее о проблеме защиты личной переписки, что решает момент с "трибуной". Во-вторых, решение, вероятнее всего, находится, как и всегда, в золотой середине — контролировать происходящее с точки зрения законодательства (но не фарисейства и извращения закона), но не покушаться на право личной переписки.
И на последок хотелось бы сказать, что ради создания свободной социальной сети "Вместе" Птица, вероятнее всего, сыграл на лучших устремлениях Серёжи. Приятного прочтения :)
Лёша
Возможно, вы задаётесь вопросом, кто это вообще (ах да, по фотографии вы уже вспомнили персонажа Олега Чугунова). Помните, в мини-рецензии я говорил, что фильм действительно глубоко закопался в проблему социальной повестки? Так вот, арка этого персонажа — яркое тому подтверждение.
Его сестру сбил в пьяном состоянии Гречкин, судебный процесс над которым является частью общей экспозиции. Разочарованный в правосудии, он вдохновляется примером Чумного доктора. Когда Разумовский заливает видео с призывом к самосуду, Лёша выбирает себе в жертву продажного судью, вынесшего оправдательный приговор убийце его сестры. Однако в процессе выполнения намеченного плана, он понимает, что не может убить на глазах у внуков их деда — сын за отца не в ответе, как говорится (напоминаю, что Чумной доктор к тому моменту уже давно расправился с семьёй владельца свалки). Его становление куда ближе к становлению Брюса Уэйна, чем становление Разумовского.
Кроме того, далеко не все были движимы желанием справедливого возмездия. Были среди бунтовщиков и мародёры, что прекрасно видно в сцене погрома. Как по ним, весь город должен гореть в огне и, пожалуй, именно их, в первую очередь, Разумовский называл "грязью".
Создатели поступили крайне разумно и действительно разжевали наболевшие вопросы, посмотрев на ситуацию со всех сторон: с высокой башни, с улиц Петербурга и изнутри.
Что в итоге?
В итоге мы имеем действительно качественный, продуманный и хорошо снятый продукт российского производства. Это фильм-градация. Как Чумной доктор повышал ставки с каждым убийством, так и создатели ленты делали один сюжетный за другим, и это не ощущалось нагромождением. В принципе проект уникален - у него были все карты на руках, чтобы оказаться весьма посредственным, но его создатели обыграли казино.
- Сценарий — 7 баллов (снимаю за недочёты)
- Операторская работа — 10 баллов (выше всяких похвал)
- Спецэффекты — 10 баллов (та же история)
- Актёрская работа — 9 баллов (за непонятки с игрой Любови Аксёновой)
- Музыкальное оформление — 10 баллов (непередаваемая словами атмосфера)
Итого — 9,2 единицы правильной шаурмы (редкий показатель в моих рецензиях, да и тем более для отечественного продукта).
В конце ещё хочется отметить, что истинная любовь к проекту видна сразу. Это тот самый случай, когда авторы действительно обожают своё творение, и это очень чувствуется. Тем обиднее смотреть на сборы фильма. Потому призываю тех, кому проект понравился, не пожалеть времени и денег и сходить ещё хотя бы раз, например, с друзьями. А я в свою очередь напишу ещё раз:
#ПоддержитеМайорагрома