Найти тему

Поэзия дыма и "вслушивание в аромат" - японская парфюмерия тогда и сейчас

По большому счету, мировой парфюмерный рынок завоевал Японию. Но что осталось из стереотипов?

В обыденном понимании восточная ароматическая культура чуть ли не самая древняя, богатая оттенками и функциональностью. И ароматы, которые мы называем восточными, прекрасно иллюстрируют эту нашу парадигму – они яркие, горячие (большей частью), наполненные специями, амброй, смолами и драгоценными древесными маслами, которые в наших широтах не произрастают.

Однако восток – понятие растяжимое. Если брать Дальний Восток, и особенно Японию, там совершенно иная ситуация сложилась в отношении парфюмерии и всего, что может оставлять ароматный след на теле и одежде.

Япония, как многие уже знают, страна, где парфюмерию не особенно жалуют. Она не приветствуется в дресс-коде на работе и во многих общественных местах, ее не особенно любят женщины-японки, предпочитая легко ароматизированные уходовые средства. Что уж говорить о мужчинах. Сами японцы, обсуждая нормы ароматического поведения, говорят, что наличие броского шлейфового парфюма может вызвать как минимум недоумение среди окружающих, хотя, как ни странно, резкий запах пота и тела после тренировки никого особенно не напрягает. Иногда даже наоборот – в этом они категорические антиподы американца. Последние просто зациклены на собственной ароматической стерильности, и даже в качалках предпочитают пахнуть чем-нибудь синтетическим, но приятным.

Что это за удивительная ольфактивная, непонятная нам парадигма? Лучше пахни потом, чем пользуйся парфюмом… Ну… Во-первых, японцы – люди удивительного отношения к природе и природным запахам. Видимо, в базе лежит их стремление даже в мегаполисах сохранять это первозданное ощущение себя как ее части. Это первое. Второе: исторически работа с ароматами все-таки имела место - в среде богатых людей, гейш и служителей синтоистского культа. Только искусство парфюмерии отталкивалось не от жидкостных форм. Они ароматизировали одежду воскурениями драгоценных смол, дерева и цветов. В нем были свои гении и тайные мастера – умение создать смесь для воскурения, которая за ночь превращало кимоно в произведение ароматической магии, передавалось тайно из рук в руки. Аромат благовоний и воскурений дает совершенно иной эффект, иной эмоциональный фон. И нос, привыкший к легкой ароматной дымности воспринимает плотные цветочные эссенции уже как «нуиссанс» и «чересчурность», если не сказать вычурность. Так что наши европейские традиции их носом воспринимаются как природно чуждые. Вдобавок, воскуренная парфюмерия - это не то, что можно сунуть в карман и унести в пузырьке. Это создает архетип именно сложной церемонии создания аромата здесь и сейчас, штучно, уникально, сложно и неуловимо.

И еще один очень существенный фактор, который, помимо, древних предпосылок, определяет японское отношение к парфюмерии. Япония - страна с довольно плотным населением в областях, прилегающих к японским мегаполисам. Японские квартиры и домики - невероятно крохотные в массе своей, это долгая история - почему. Думаю, многое кроется в стоицизме нации, живущей на потухших вулканах под рев ураганов и цунами. Жилье должно было в этих условиях быть максимально безопасным, легким и компактным. Нет смысла строить хоромы, если их в любой момент может забрать стихия. Но любить и обиходить его обязательно. Как очаг, дающий тепло и аромат уюта (а очаг в синтоистском доме - практически приближен к алтарику служения). В небольших современных квартирках, сделанных по заветам героических предков, уже не надо топить очаг. Но принципиально так же внимательно думать о благополучии близкого, ценить его личное пространство и не напрягать его нервы и медитативную природу... Одно сплошное "I won't disturb you"...Поэтому - вот так...

Фото с сайтa lesleydowner.com
Фото с сайтa lesleydowner.com

Сейчас, безусловно, традиции поддерживают и чтят. В полной мере они живы в среде профессиональных гейш, продолжающих носить классические кимоно и транслировать старинную культуру и эстетику для испытывающих потребность в соприкосновении с историей страны. Популярной продолжает быть и ароматическая церемония «кодо», которую проводят гейши и мужчины-мастера кодо, дабы познакомить посетителя с разными ароматными материалами, воскуривают их и преподают в стильной манере, сходной с чайной церемонией – "церемония внимания, слушания аромата». Кстати, была удивлена, когда прочитала у одной блогерши, что самым дорогим и утонченным ароматом для благовоний считается «киара». Что, бы вы думали, это такое? Вьетнамский и лаосский уд. Энд оф стори.:))

https://www.nipponkodo.com/ceremony/
https://www.nipponkodo.com/ceremony/

А современная Япония все-таки пришла к возможности и необходимости вкладываться не только в потрясающего качества уходовую косметику, но и в парфюмерные бренды. На одном из сайтов насчитали целых 181 парфюмерную марку. Многие из них не являются чистыми парфюмерными – ароматы выпускают косметические компании, фирмы, занимающиеся дизайном и даже автомобильные монстры. Словом, сегодня у них почти так же как у нас – ароматы производят все, кому нужны имиджевые продукты, продвигающие бренд как образ жизни.

Фото с оф. сайта Issey Miyake Parfums (https://d2pzt1r4f58oxy.cloudfront.net/uploads/tmg_block_page/cover_image/1417/IP_item_2019mar08_01.jpg)
Фото с оф. сайта Issey Miyake Parfums (https://d2pzt1r4f58oxy.cloudfront.net/uploads/tmg_block_page/cover_image/1417/IP_item_2019mar08_01.jpg)
Фото с сайта tsum.ru (https://st.tsum.com/btrx/i/17/73/77/2//01_1526.jpg)
Фото с сайта tsum.ru (https://st.tsum.com/btrx/i/17/73/77/2//01_1526.jpg)

Что меня дернуло написать про непростую дихотомию Япония версус парфюмерия? Ну… Во-первых, я пришла к выводу, что из всего пула ароматов, которыми я пользовалась, как ни странно, большую и любимейшую часть занимают именно японцы. И вся эта петрушка со мной уже с начала 90-х. Тогда из японцев в Москве продавались в основном дизайнерские японские бренды, плавно переехавшие в Парижи и Лондоны, чтобы делать японскую моду, неконвенциональную, загадочную и притягательную для европейского потребителя – и делать ее в слиянии с базовыми эстетическими ценностями европейского фэшна. У меня были Иссей Мияке, Кензо, Йоши Ямамото. Эти три столпа современной моды фактически утвердили новый тренд 90-х, привнеся в в моду прозрачные, чистые, природные звучания, наполненные водой, морским ветром, кувшинками и запахом свеже-нарезанных фруктовых тарелок на фоне бамбучьих зарослей… Они дарили глоток воды, воздуха и делали женщин легкими и загадочными. Безусловно в линейке каждого из них были свои тяжелячки, но любили японцев за их ЯПОНСКОСТЬ, хорошо уловившую потребность европейской женщины-урбанистки отдохнуть от густых, ярких и напористых парфюмерных и имиджевых стандартов 80-х. Да, японцы "убрали" цветистую восточно-шипровую лихорадку 80-х так же легко, как гранжевый минимализм моды и макияжа в стиле «сепия-нюд» потеснил чудовищные радужные луки с использованием всех ярких тонов во всех доступных макияжу местах.:))

Квинтессенция вкусов 80-х (https://i.pinimg.com/originals/50/16/ce/5016ce8b96ec38fe68b5c03ca68a240a.jpg)
Квинтессенция вкусов 80-х (https://i.pinimg.com/originals/50/16/ce/5016ce8b96ec38fe68b5c03ca68a240a.jpg)
Шоколадно-сепийный гранж 90-х (https://www.pinterest.ru/angeldarling/90s-makeup/)
Шоколадно-сепийный гранж 90-х (https://www.pinterest.ru/angeldarling/90s-makeup/)

Эти воспоминания со мной и сейчас. Они прекрасны, в них легко. И иногда даже тянет купить миник какого-то из этих ароматов, чтобы просто поностальгировать и вспомнить НАШЕ начало парфюмерной свободы.

Японская парфюмерия 21-го века – ничуть не хуже. Она стала развиваться еще круче, и многие ароматы нулевых и десятых, сейчас мне кажется, даже интереснее и сложнее иной современной ниши, хотя материалы, на которых они работали еще 10-15 лет назад (а заодно и фактуры, которые они предлагали), сейчас кому-то из людей конвенционального современного вкуса могут показаться слегка винтажными. А вот и нет. И об этом нужно вспоминать совсем уже отдельно.

Спасибо за прочтение. Буду рада комментариям, лайкам и подпискам.

Еще про японскую парфюмерную культуру:

Хиноки - кипарисовая красота в цветочно-древесных ароматах Японии

Немного об ароматных трибьютах теме Японии из Старого и Нового Света

Ретроспектива некоторых популярных японских древесных, сложных ароматов прошлого

Небольшой экскурс в руссий нишевый бренд ЛАДАНИКА