Найти в Дзене
Раиля Иксанова

Страсть к чтению

...Любите книгу, она облегчит вам жизнь…
(Максим Горький)
В первом классе, как начинали изучать букварь, все это вспоминается отчетливо. Почему-то складывать слоги в слова мне давалось с трудом. Моя мама, у которой за плечами пять классов образования, пыталась сама сидеть со мной за книгой. Первая учительница моя, Аюпова Раиса Мухаметовна, (ныне покойная) посоветовала маме позаниматься со мной, и помимо этого я должна была ходить в библиотеку и самостоятельно выбирать детские книжечки для чтения, чтобы именно выработать беглость.
У меня три старшие сестры, почему они не занимались со мной, задумалась только сейчас. Очень благодарна я мудрой первой учительнице, она привила любовь к чтению, которая с годами и с возрастом превратилась в страсть.
Благодаря Раисе Мухаметовне полюбилось чтение книг художественной литературы. Каждый божий день посещала я сельскую библиотеку. Если я пошла туда, считай, пропала на полтора-два часа. Пока все журналы не перелистаю, все полки не обойду, не поговорю с библиотекаршей, домой не заманишь никакими калачами. Уже в шестом классе рылась на полках, предназначенных для чтения взрослыми.
Когда Гульжиган – енгэ замечала, что перешла запретную зону, мигом оттуда меня выгоняла. Но мне везло всегда. В то время люди часто ходили в библиотеку, поэтому вечерами каждый раз толпился народ.
Как только библиотекаря окружали женщины или мужчины, я мигом кралась к нужным полкам, читала в первую очередь аннотацию, и с полюбившейся книгой вставала возле детских стеллажей.
А там уже смело шла к столу, чтобы записали книгу. Даже в сельской библиотеке витал особый дух таинственности и загадочности. Было такое ощущение, как будто попал в сказочный мир.
Действительно, читая сказки или повести, или стихи, окунаешься всей душой в этот прекрасный мир. И во время чтения забываешься полностью, вместе с героями ведешь сражения с темными силами; радуешься за литературных героев, если у них в жизни все получается. Когда брат меня заставал за чтением, и я могла громко рассмеяться, он удивленно спрашивал: «А чего ты хохочешь?
На что отвечала: « Почитай сам вот эту книгу, и поймешь, какая смешная история описывается там».
Если в книге попадались грустные места, я плакала и прятала свои слезы от окружающих.
На уроках русской литературы или башкирской, или по немецкому языку, по технике чтения всегда была на первом месте. Остальные дети тоже читали, но обогнать меня было не по зубам.
Наша семья была очень большая: родители, бабушка, мамина мама, и нас шестеро детей - пять девчонок, и самый младший, братишка. Девять человек, девять душ. За стол садились все разом. Когда подросли, места всем не хватало. И не знаю, почему так получилось, что я отделилась ото всех и стала садиться на кухонной лавке. В семье я четвертый ребенок.
В том, что садилась отдельно, были свои преимущества, передо мной всегда лежала книга. Взрослые не запрещали. Правда, сестры часто издевались надо мной. Стоило мне отлучиться ненадолго, тут же прятали мою книгу. Дело доходило даже до слез, чуть не до драки.
Но от этого были и свои минусы. Появился комплекс - стеснялась садиться за стол в чужих местах и даже у родственников.
И так повелось до тех пор, пока муж с боем не отучил от этой «дурной» привычки. Но без него все равно садилась с книгой или с газетой.
Если мы отправлялись в гости, в первую очередь в сумку убирала книгу. Могла читать в поезде, в автобусе.
Однажды в гостях у младшей сестры получился такой казус. Все уже помылись в бане, а я никак не могла оторваться от интересной книги. Тогда зять подошел ко мне и серьезным тоном (у самого глаза весело поблескивали) произнес: «Иди в баню с книгой, там между делом будешь почитывать». Мне это показалось так смешно, что громко рассмеялась и сразу убежала мыться.
Очень сожалею, что не смогла дочери привить интерес к чтению. Она в одно время начинала читать, но папа сглупил, сказав ей: « Ты хочешь, как мама носить очки?» После этого, кроме школьных книг категорически отказалась читать.
Я сейчас задумываюсь над тем, какую важную роль сыграли книги в моей жизни. В трудные и горестные минуты, когда друг за другом уходили в мир иной самые близкие люди, я забывалась за чтением. Как я справлялась бы с этим, даже не могу ничего сказать. Книги в то же время воспитывали и наставляли на путь истинный.
После прочтения какой-нибудь захватывающей книги предлагала я почитать того или иного автора своим коллегам. И испытывала чувство зависти к ним, что им только предстоит совершить путешествие в загадочный мир, полный страстей и любви.
В школьные годы папа сколотил мне небольшую этажерку для книг. Там насчитывалось около шестидесяти штук. Что характерно, все они были приобретены на мои собственные деньги. Копейки, что отпускались на буфет, копились и тратились в книжном магазине. Как-то купила книгу аварской писательницы Фазу Алиевой. Очень понравились ее рассказы. У меня девичья фамилия Фазылова. И тогда подумала, вот бы также научиться писать и сочинять, выпускать свои книги. Мне показалось, что есть что-то общее между ее именем и моей фамилией.
В летние каникулы успевала прочитывать по заданному списку почти всех авторов. Бывая на покосе, читала «Мертвые души» Н.В.Гоголя в обеденный перерыв.
С этими «душами» запомнилась не очень красивая история. Когда лежала на сохранении в больнице, по телефону попросила мужа привезти, что-нибудь почитать. Он спрашивал, что именно. Откуда мне было помнить всех авторов, которых не успела еще «одолеть».
Я с утра была в ожидании и в предвкушении заняться чтением в вечернее время. Но когда мой муженек достал из пакета Гоголя с « Мертвыми душами», вы уж простите меня за такой некрасивый поступок, сама не ожидала, как так получилось, книга полетела и попала ему прямо в голову.
Обиженный супруг заявил, что больше не приедет и никакие книги не привезет. Пришлось просить прощения. В другой раз он снова «промахнулся». После очередного выкидыша попросила привезти мед для сокращения матки. И что, думаете, он привез мне? Привез мой благоверный вместо меда - йод. Видите ли, он так услышал. Хотя про себя подумал: «Неужели в больнице не имеется йода?»
Все-таки напишу и этот случай. Возможно, кто-то будет осуждать, а может, кто-то одобрит мой поступок. В той деревне, откуда муж был родом, в библиотеке в одно время работала сношенница. Я с ней совершила такую сделку. Из города привозила (покупала в магазине) художественные книги и делала обмен на классиков. Таким образом, приобрела большое количество собрания сочинений русских классиков. Мне они пригодились в работе. Когда в той деревне закрыли клуб, книги пропали. То, что сохранились некоторые, уже хорошо. Да и они мне пригодились в моей преподавательской работе.
Хотя среди учащихся наблюдается малый процент читателей, все-таки есть серьезные и вдумчивые любители проводить свободное время за книгой. Это уже отрадно.
Верится, что любовь к книгам, страсть к чтению никогда не иссякнет, «пока жив будет хоть один пиит».

Енгэ - с башкирского языка сноха.