Найти тему
Взгляд специалиста

А вы считаете себя компетентным специалистом? И почему некомпетентные люди так уверены в себе

Я считаю себя довольно хорошим специалистом в своей области. При этом я люблю учиться и пополнять свои знания. Но, я знаю, что есть люди, которые разбираются в похожих вопросах гораздо лучше меня.

При этом я осознаю, что всё на свете знать не возможно. Хотя, ОЧЕНЬ хочется. Мне захотелось немного понять, почему же некоторые люди считают себя очень компетентными и много знающими (понимающими). Итак, вот что я нашла.

Вот такое определение некомпетентным людям я нашла.

Некомпетентные люди имеют склонность регулярно переоценивать собственные способности и недооценивать средний уровень способностей других. К некомпетентности часто добавляется высокомерие и тогда некомпетентные люди начинают свято верить в свои способности. У них нет представления о границах своих знаний и они даже не понимают, что ошибаются. Таким образом, им трудно признать компетентность других.

-2
Аннамария Теста, профессор миланского университета Боккони, специалистка по коммуникациям, обращает наше внимание на возросшее число некомпетентных людей, не способных осознать свою не компетентность. Данное явление описали ученые из Университета Корнелла Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер еще в 1999 году.

Почему не компетентные люди так уверены в себе

Какие ваши доказательства? Итак, Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер измерили склонность некомпетентных людей переоценивать себя.

Даннинг нашел метод измерения способности к самооценке для групп студентов, которые оценивали разные сферы: от логического мышления до знания грамматики. Затем Даннинг сравнивал действительный уровень знаний и оценку, которую давали своим навыкам молодые люди.

Результаты однозначны: не компетентные люди имеют склонность регулярно переоценивать собственные способности и недооценивать средний уровень способностей группы. Склонность не компетентных к ошибке — всеобъемлюща и бросает вызов элементарным законам математики. Например, 42% инженеров в группе считают, что относятся к 5% лучших специалистов группы. Или, например, 88% автомобилистов считают, что их способности по вождению выше среднего.

Таким образом, к некомпетентности часто добавляется высокомерие и тогда некомпетентные люди начинают свято верить в свои способности. У них нет представления о границах своих знаний и они даже не понимают, что ошибаются. Таким образом, им трудно признать компетентность других, они даже доходят до того, что презирают ее.

-3

Хорошая новость и две плохие

  • Хорошая новость в том, что если человек продолжае учиться, иллюзия «всезнания» быстро уменьшается, это видно на графике.
  • Плохая новость — не компетентные люди не считают необходимым еще чему-нибудь учиться, им очень удобно «почивать на лаврах» воображаемого ими высокого уровня знаний, с которого они презрительно смотрят на остальной мир вокруг.
  • Еще одна плохая новость в том то, что даже самые лучшие эксперты никогда не достигнут такого уровня уверенности в своих знаниях и навыках. Они слишком хорошо знают, что мир сложный, что не так все просто.
Эксперты говорят по сути, а самоуверенные не-эксперты подвергают сомнению авторитетность своих собеседников, ставя их в неловкое и неприятное положение.

Неприятно и то, что компетентные люди (лучшие ученики и студенты, в том числе) склонны недооценивать свои знания и способности. Если они что-то знают, если что-то им дается легко, они думают, что все такие, и что они не представляют из себя ничего особенного. Так, постепенно у них может развиться синдром самозванца: боязнь, что знаний и умений всегда недостаточно.

-4
Это искажение способности оценивать и принимать решение, возникающее в результате поспешных суждений, основанных на предубеждениях, недоразумениях и не верных данных. Конечно, никто не застрахован от когнитивных искажений.

Википедия дает целый их список, с которым вы можете, на всякий случай, ознакомиться, чтобы понять, сколькими разными способами все мы можем ошибаться.

Но если мы знаем, что существуют когнитивные искажения, подвергаем сомнению чьи-то высказывания, держимся за реальность и ведем себя «проще», то мы будем ошибаться меньше и меньше страдать из-за наших ошибок.

Если вы дочитали до этого момента – с нетерпением ждем ваших комментариев и отзывов!

Как бы вы оценили эту статью? Была ли она полезной и интересной для вас? Если «да» – не забудьте поставить лайк. Нам важно мнение каждого!

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие разборы популярных вопросов охраны труда и трудового законодательства.