«Балканский Ганди»: первый президент Косово Ибрагим Ругова.

Первым президентом Косово был пацифист, отрицавший насилие

Албанские сепаратисты в Косово кажутся похожими на чеченских или афганских террористов. Малограмотные горцы с «Калашниковыми» на грязных бронетранспортерах переименовали криминальные банды в «Армию Освобождения Косово» , устроили геноцид сербского населения, залили кровью весь регион и при поддержке НАТОвских войск провозгласили себя независимым государством. Так из России выглядит процесс обретения независимости Косово.

В этой связи интересно изучить биографию первого президента Косово Ибрагима Ругова .

Ибрагим Ругова родился во время Второй мировой войны в албанской семье и получил блестящее филологическое образование сначала в университете Приштины, а потом и в Париже, под руководством знаменитого Ролана Барта .

Первым президентом Косово был пацифист, отрицавший насилие-2

Он стал профессором Приштинского университета, работал журналистом, писал поэзию и прозу на албанском языке. В 1989 году даже был избран председателем местного Союза писателей. В этом же году новый сербский президент Милошевич фактически упразднил автономию Косово. До этого край пользовался привилегиями и правами одинаковыми с другими союзными республиками (Хорватией, Боснией, Словенией, Македонией), хотя формально оставался частью Сербии. В ответ члены местного законодательного собрания провозгласили независимость. Милошевич арестовал их и многих албанских политических деятелей Косово. Сербская милиция подвергала этнических албанцев унижениям, пыткам и даже внесудебным казням, а их жалобы оставались без ответа.

Интеллигенция во главе с Ибрагимом Ругова создала первую некоммунистическую партию Косово – Демократическую Лигу . В нее сразу же вступило почти 700 тысяч человек – то есть почти все взрослое албанское население региона.

Граффити с изображением Ибрагима Ругова
Граффити с изображением Ибрагима Ругова

В 1992 году Демократическая Лига Косово провела тайные президентские выборы, на которых безоговорочную победу одержал Ибрагим Ругова. Несмотря на то, что сербские власти на протяжении всех 1990-х гг. осуществляли эффективное управление краем, они не имели поддержки албанского населения, которое воспринимало официальные государственные органы как оккупантов. Ругова же смог организовать систему независимых от государства общественных организаций в области просвещения, здравоохранения и СМИ. С этого времени косовские албанцы стали бойкотировать югославские и сербские выборы.

До 1995 года Ибрагим Ругова пользовался безоговорочной поддержкой населения. Он жестко и последовательно отрицал возможность вооруженного сопротивления и призывал к мирному неповиновению федеральным властям.

«Бойня – не единственная форма борьбы. В Косово нет массового унижения. Мы организованы и работаем как государство. Легко выйти на улицы и пойти навстречу самоубийству, но мудрость заключается в том, чтобы избежать катастрофы» , - говорил он.

Люди видели ужасы кровопролития в Боснии и Хорватии, поэтому доверяли своему непризнанному президенту.

Однако после Дейтоновских мирных соглашений , завершивших боснийскую и хорватскую войны, авторитету Ибрагима Ругова был нанесен серьезный удар: в этих соглашениях Косово не упоминалось, а сербский президент Милошевич получил широкое международное одобрение как миротворец. Албанские радикалы стали призывать к вооруженному восстанию, поскольку, по их мнению, только с оружием в руках можно было обрести независимость.

В 1997 году возникла Армия Освобождения Косово (АОК) , боевики которой стали совершать террористические акты против этнических сербов, официальных органов и албанцев-«коллаборационистов». В ответ Югославия ввела милицейские и армейские части на территорию края.

Началась полномасштабная война.

Ругова попытался вести переговоры с югославским правительством, но потерпел неудачу. После начала НАТОвских бомбардировок его насильно вывезли в Белград и под телекамеры заставили встретиться с Милошевичем, что для многих албанцев выглядело предательством. Затем Ругова покинул страну и отправился в добровольное изгнание в Италию.

После оккупации Косово НАТОвским контингентом Ругова вернулся на родину и номинально оставался президентом, однако реальная власть находилась в руках ООНовской администрации и лидеров Армии Освобождения Косово.

Вскоре полевые командиры АОК осознали, что без поддержки Ругова не смогут продолжить политическую карьеру: многие из них были связаны с организованной преступностью, наркомафией, торговлей людьми, а также их руки были по локоть в крови не только югославских силовиков, но и мирных жителей. Поэтому в 2000 году АОК договорилось с Ругова забыть о разногласиях и совместно работать над получением полной независимости Косово.

В 2002 и 2005 гг. косовский парламент дважды переизбирал Ибрагима Ругова на пост президента. Хотя он и сотрудничал с АОК, даже назначил их бывшего командира Рамуша Харадиная на пост премьер-министра, но радикалы и связанный с ними криминалитет продолжали его ненавидеть. 15 марта 2005 года он чудом избежал гибели во время взрыва его автомобиля.

Вплоть до своей смерти в 2006 году Ибрагим Ругова оставался самым популярным политиком Косово. За его последовательную приверженность мирному сопротивлению он получил прозвище «Балканский Ганди» , а современными косовскими албанцами считается «Отцом Нации» .

Похороны Ибрагима Ругова
Похороны Ибрагима Ругова

Впрочем, фигура Ибрагима Ругова совершенно иначе воспринимается как сербами (особенно живущими или сбежавшими из Косово), так и частью албанских радикалов.

Для сербов Ибрагим Ругова – это обычный сепаратист и конъюнктурщик, ради карьеры вступивший в Коммунистическую партию в 1970-е гг., несмотря на то, что югославские партизаны расстреляли его отца и деда как «пособников нацизма» . Почувствовав «новые веяния» Ругова поменял идеологию и стал албанским националистом. Его приверженность «бархатным» методам борьбы была продиктована страхом потерять западное финансирование и одобрение, а вовсе не высокими идеалами гуманизма.

Албанские радикалы , особенно ветераны АОК указывают на то, что «мирное сопротивление» Ругова позволило Сербии в 1990-х гг. сосредоточить ресурсы в Боснии и Хорватии, в то время как открытие еще одного фронта в Косово неизбежно привело бы к поражению Милошевича. Именно поэтому Ибрагим Ругова не был арестован и, более того, имел возможность выезжать за границу. Результатом мягкотелости президента стало то, что к 1998 году косовские албанцы не были готовы отразить агрессию сербских силовиков и потерпели бы поражение, если бы не помощь коалиции НАТО.

Все изображения в статье взяты из открытых источников в Интернете по лицензии Creative Commons