No Doubt у нас в стране многие считают группой одного хита. В ответ на возражения следует резонный вопрос Ну и какие у них еще песни есть? . Ex-Girlfriend , It's My Life - эти названия российским слушателям ни о чем не скажут. При этом солистку группы Гвен Стефани в России знают неплохо, одного даже не догадываются, что Don't Speak и не менее замечательную Cool (это сольный хит певицы, если вдруг кто забыл) поет одна и та же девушка. Да, у нас радиостанции облюбовали только один трек No Doubt , зато в родных для них США группу знают очень хорошо и опознать ее могут не только по одной лишь Don't Speak . В России мало кто пишет о No Doubt , что очень печально. История у группы незаурядна и полна парадоксов. Пора уже нашим слушателям ее рассказать. Заодно и о Don't Speak поговорим.
Первый интересный факт - никто из нынешних участников No Doubt (состав квартета не меняется уже более тридцати лет) не был ее основателем. Группу создал старший брат Гвен Эрик Стефани (именно он долгое время был лидером команды) со своим другом Джоном Спенсом . Эрик играл на клавишных и писал песни, а Джон пел. Гвен в группу позвал ее брат, причем в качестве все лишь бэк-вокалистки, то есть подпевалы. Был это 1986 год, и девушке (как и остальным нынешним участникам No Doubt ) тогда было всего лишь 16 лет. Джон Спенс был вокалистом группы недолго. Примерно через год после создания коллектива он застрелился. Вместо него у микрофона стал напрягать свои голосовые связки другой музыкант, но он покинул группу. И вот только тогда Эрик подумал "А че далеко ходить? У меня же сестра неплохо поет" . Вот так Гвен стала бессменной солисткой No Doubt . Сам Эрик в течение восьми лет был движущей силой и мозговым центром группы, однако покинул ее за два года до того, как ребята наконец-то добились мировой известности. Нельзя сказать, что брат Гвен променял шило на мыло. Эрик стал успешным аниматором, его резюме украшает участие в работе над всем известными Симпсонами . Эрик показал себя очень талантливым парнем, мы к нему еще не раз вернемся.
Второй интересный факт - No Doubt прославила не Don't Speak , а совсем другая песня под названием Just A Girl . Скажу больше - Don't Speak для творчества группы совсем нехарактерна. Таких баллад в их репертуаре очень мало. Большинство треков No Doubt полны энергии и драйва. Ex-Girlfriend о музыке коллектива дает более точное представление, Don't Speak же вводит в заблуждение. No Doubt во всех энциклопедиях называют ска-группой, хотя это не совсем так. Что такое ска? Если очень сильно упрощать, то ска - это нечто похожее на регги, такое же спокойное и неторопливое. Представьте себе, но именно такую музыку ребята играли в начале своей карьеры. Их первый альбом был почти полностью выдержан в стиле ска. Именно поэтому он и провалился. На дворе был 1992 год, тогда модно было слушать металл, гранж, то есть что-нибудь потяжелее. Ребята подумали-подумали и решили сменить звучание. Отныне они стали играть ска-панк. А что это такое? Это тот же старый добрый дерзкий и напористый панк-рок, но уже менее агрессивный и с духовыми инструментами. Или можно сказать по-другому: ска-панк - это регги с утяжеленным панковским звучанием. Впрочем, ребята на одном только этом жанре не зацикливались. Они частенько разбавляли свою музыку альтернативным роком, регги, а то и вовсе откровенной попсой.
Путь группы к вершинам славы оказался необычным. Особо тяжелым его назвать нельзя, но и с небес ребятам ничего не упало. В течение нескольких лет No Doubt играли, не имея контракта с лейблом. Напоминаю, что ребята тогда еще только получали образование, так что им приходилось совмещать репетиции с учебой. Однако выступления группы пользовались успехом и вскоре в 1990 году их заметил крупный лейбл Interscope Records и предложил контракт. Причем не на один, а сразу же на несколько альбомов. Вы представляете насколько лейбл верил в этих еще совсем молодых (участникам No Doubt было всего лишь по 20 лет) и никому неизвестных музыкантов, раз сделал им настолько щедрое предложение. Как видите ребята не были какими-нибудь голодными артистами-неудачниками. Получить такой контракт в 20 лет - это очень большое достижение.
Дебютный альбом No Doubt , как уже было сказано, вышел первым блином. В рунете пишут, что лейбл из-за этого разорвал с группой контракт, но это действительности не соответствует. Interscope ничего подобного делать не стал. Да и права на это у него не было. Музыканты должны были выпустить еще один альбом для того, чтобы лейбл мог сказать им а теперь до свидания . Однако Interscope ужесточил требования к репертуару группы. Он начал отвергать ее новые песни, а потом вовсе приставил к ребятам продюсера, который должен был контролировать музыкантов, заставлять их писать коммерчески правильные песни. Это стало одной из причин ухода Эрика Стефани из No Doubt . Он не смирился с тем, что в его творчество вмешивается кто-то посторонний и советует ему что и как надо сочинять. Ребята остались без своего лидера. Контракт с лейблом по сути ничего в их жизни не менял. Новые их песни Interscope записывать отказывался, однако полностью подстраиваться под продюсеров музыканты не хотели. Не исключено, что лейбл таким образом стремился избавиться от убыточной для него группы. Мол, лопнет у ребят терпение, сдадут нервы и они сами не захотят записывать новый альбом и разорвут контракт.
Многие из нас посчитали бы такую ситуацию безвыходной, однако ребята нашли из нее необычный и рискованный выход. No Doubt решили свой второй альбом записать и раскрутить самостоятельно. И ведь записали. И ведь раскрутили. Сами отправились в концертный тур за свой счет, потому что лейбл сказал финансировать вас не будем . Путем неимоверных усилий музыканты добились того, что второй их альбом стал продаваться намного лучше своего предшественника. Interscope такая настойчивость впечатлила и они снова поверили в группу. С финансированием их третьего альбома под названием Tragic Kingdom у No Doubt уже не было проблем. Лейбл снова взял все расходы на себя. Вот так перед ребятами ними наконец-то открылись большие перспективы. В 1996 году они впервые попали в чарты с заводной Just A Girl - первым синглом с Tragic Kingdom . О группе наконец-то заговорили, их третий альбом начал медленно подниматься в чартах. Но главный хит группы был еще впереди.
Трудно поверить, но Don't Speak стала всего лишь третьим синглом с Tragic Kingdom . Почему? Потому что изначально большей ставки на нее не делалось. Песня была первой старомодной балладой для группы. Она настолько сильно отличалось от всех ее предыдущих песен, что было непонятно понравится ли аудитории такой эксперимент или нет. Вот почему в Don't Speak не сразу разглядели жемчужину, хотя сейчас нам трудно понять как можно было так тупить. Сам диск Tragic Kingdom разошелся по миру гигантским тиражом в 16 млн. копий. В Штатах он является одним из самых продаваемых альбомов 90-х. Следует сказать, что успешной в чартах пластинка стала еще до выхода Don't Speak (апрель 1996 года), однако именно огромный успех песни вознес Tragic Kingdom на вершину альбомного чарта Billboard 200. Как видите, No Doubt нельзя назвать группой одного хита.
Третий любопытный факт. Don't Speak посвящена реальному расставанию Гвен Стефани с ее возлюбленным. Что в этом такого необычного? Да то, что этим парнем был Тони Канэл , басист No Doubt . Гвен и Тони встречались на протяжении семи лет. Интересно, что долгое время они скрывали свою любовь от брата певицы. Эрик всем запрещал крутить шашни с его сестрой просто так, поэтому влюбленные опасались его бурной реакции. Но у Гвен с Тони все было очень серьезно. Певица тогда была наивной и романтичной девушкой, поэтому была уверена, что они с любимым обязательно поженятся. Однако Тони ее неожиданно бросил. Для Гвен это было очень сильным ударом, всю свою боль она излила в песне. Don't Speak - это крик ее души, именно поэтому композиция так трогает и берет за душу.
Но вы скажите "Ну был у нее роман с коллегой, с которым они в одной группе вместе играли и что? Таких случаев миллион". Не поленюсь объяснить. После разрыва любовных отношений между участниками группы как правило обрываются как профессиональные, так и творческие связи. Ну как можно дальше работать с человеком, который одним лишь своим появлением будит в тебе плохие воспоминания? Так вот дело в том, что ни Тони Канэл , ни сама Гвен из No Doubt не ушли. Молодые люди оказались поумнее многих из нас. Им удалось не только остаться в хороших отношениях, но и продолжить совместное творчество. А ведь на момент из расставания (1994 год) дела у коллектива шли не очень, дебютный альбом популярностью не пользовался. Еще было неизвестно смогут ли No Doubt когда-нибудь добиться успеха или нет. Терять ребятам было особо нечего. В 99 % таких случаев музыканты со скандалом расстаются, а вот Гвен и Тони оказались в счастливом меньшинстве.
Но еще больше удивляет то, как им удалось все преодолеть, ведь музыканты, работая вместе, постоянно нарушали негласное правило всех бывших влюбленных прошлое не обсуждаем . Гвен не скрывала своих переживаний из-за разрыва и в открытую выражала их в песнях. Тони, прекрасно понимая на что (или кого) певица в этих треках намекает, не только играл их на концертах, но и активно участвовал в их создании. У них было столько поводов для скандалов и ссор, но молодым людям все равно удалось сработаться. Согласитесь, очень редкий случай.
Следует заметить, что Don't Speak - не единственная песня, которую Гвен посвятила ее роману с Тони. Например, в треке Sunday Morning она поет о том, как ее бывший однажды очень плохо себя вел. Свой гнев и разочарование девушка решила не скрывать. А что в ответ сделал Тони? Он стал одним из авторов песни. Даже назвал ее своей любимой. С самокритикой у парня явно все в порядке, что вызывает уважение. Вот только интересно что он чувствует, когда вновь и вновь играет эти песни на концертах. В одном интервью Тони признавался, что порой испытывает боль, но для меня это слишком общая фраза. Каково это исполнять перед огромной толпой грустную песню о твоем расставании с девушкой, которая на твоих глазах стоит на сцене и рассказывает всем как ей было плохо, какие страдания ты ей причинил? Такое ведь даже трудно представить, а для Тони это уже четверть века как реальность. Зная это забавно смотреть клипы No Doubt , в которых Гвен и Тони уже после своего расставания изображают влюбленную пару. А уж когда певица насмерть сбивает басиста в клипе It's My Life поневоле закрадывается мысль "а что, если она и в самом деле хотела с ним такое сделать" . Но это вряд ли. Гвен и Тони остались добрыми друзьями. Вместе они написали немало песен, музыкант даже помогал Гвен в записи ее сольных хитов Cool (представьте себе, это еще один рассказ певицы о семилетних отношениях с Тони, своеобразный сиквел Don't Speak ) и 4 In The Morning . О Гвен и Тони, я думаю, стоит снять целый фильм, там очень много интересного материала для качественного сценария.
Четвертый любопытный факт - Don't Speak изначально мало чем отличалась от предыдущих песен No Doubt , была заводной и жизнерадостной композицией. А все потому, что сперва большую часть трека написал Эрик Стефани, на тот момент он еще был лидером группы. Текст у песни, разумеется, был совсем другим. Если бы композиция появилась на свет уже на пике популярности No Doubt , то наверняка бы сразу же ушла в работу и быстро появилась на свет. Однако ей пришлось попылиться на полке, поскольку будущее коллектива тогда было туманным и ничего не предвещало грандиозного успеха. Когда Эрик ушел, в активную работу по созданию контента для группы включилась его сестра.
До этого Гвен была в тени своего брата. Трудно поверить, но в юном возрасте певица была скромной, домашней и неуверенной в себе девочкой. В свои творческие силы она не очень-то верила, поэтому долгое время вела себя в группе пассивно, добросовестно исполняя то, что написал ее брат. Со временем Гвен перестало устраивать такое положение дел. Она почувствовала, что хочет петь о том, что волнует лично ее, а не Эрика. К 1994 году девушка уже набралась опыта, смелости, а неожиданный разрыв с Тони придал ей вдохновения. После ухода Эрика Гвен уверенно продолжила его дело и стала сочинять свои песни. Но те треки, которые написал ее брат, девушка не выкинула, а переделала на свой лад. Именно это и произошло с Don't Speak . Гвен полностью переписала слова будущего хита. Под ее пером оптимистичная песня изменила направление на 180 градусов и превратилась в печальную балладу о расставании с любимым человеком. Гвен выразила в Don't Speak все, что ее мучило, заставляло плакать и рыдать. Затем в работу включились остальные участники группы, включая Тони.
Don't Speak далеко не сразу приобрела свой окончательный вид. Музыканты создали несколько версий песни. Был даже джазовый вариант. Ребята снова и снова возвращались к работе над треком, чувствуя, что еще не выжили из него весь потенциал. Только с третьей или четвертой попытки Don't Speak приобрело всем известное нам звучание. Еще следует сказать спасибо продюсерам No Doubt . Don't Speak сначала была гораздо длиннее. Но продюсеры порекомендовали ребятам сделать песню покороче. Ребята послушались и правильно сделали. В треке не осталось ничего лишнего, только самое интересное. Бодрый темп в припеве и роковое звучание отлично уравновешивают сентиментальный вокал Гвен. Благодаря этому Don't Speak не кажется очередной слезливой пожалейте меня, мне плохо , издеваться над ней не хочется. Тем более, что Гвен не фальшивит, а пропускает через себя настоящие эмоции. Еще отмечу звучащую после второго куплета испанскую гитару. Отличная находка!
Как видите, песня является плодом труда целой группы людей, но авторами числятся только Эрик и Гвен Стефани. Бывший лидер No Doubt на отчислениях от Don't Speak до сих пор неплохо живет. В 1998 году песня номинировалась на премию Грэмми, однако ничего не выиграла. Кстати, после ухода из группы Эрик все же выступил на нескольких ее концертах. Пригласила его Гвен. Девушка не забыла о том, что многие известные песни коллектива появились на свет благодаря ее брату. Гвен не только красивая и сильная женщина, но и очень благодарный человек.
Пятый интересный факт - угадайте какое место Don't Speak заняла в американском хит-параде Billboard. Подсказка - она была самой ротируемой песней 1997 года. А вот и не угадали! Правильный ответ - никакого. Don't Speak не издавалась на территории США в виде отдельного сингла, что автоматически закрыло ей путь Billboard Hot 100. Зато в остальном мире ее оценили по достоинству, она заняла первое место в 20 странах мира. Don't Speak до сих пор считается одной из лучших песен о расставании и просто образцовой поп-рок-балладой. Порой тянет порассуждать о том, а стала она хитом, если бы Гвен и Тони не расстались. Или если бы музыканты предпочли издать другую версию песни. Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Но одно можно сказать с уверенностью - нам другой Don't Speak и не надо.
С творчеством No Doubt я рекомендую ознакомиться поближе. Самые лучшие образцы я уже привел в статье. Simple Kind of Life я считаю ничем не хуже Don't Speak . Музыка у группы очень разнообразная. Ребята не боялись экспериментировать и пробовать себя в новых жанрах. Именно поэтому их альбомы очень интересно слушать, треки друг на друга совсем непохожи. Но своего узнаваемого звучания No Doubt создать, увы, не удалось. Поэтому несмотря на то, что группа продала по всему миру свыше 30 млн. своих записей, ее не включают в списки лучших артистов, внесших значительный вклад в поп-музыку. Но одно большое достижение у группы есть - Tragic Kingdom журнал Rolling Stone поставил на 441-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен . За что? Считается, что благодаря успеху этого Tragic Kingdom ска-панк стал мейнстримом. Лейблы стали охотно сотрудничать с группами, которые играли музыку в таком стиле. Вот тут заслуги No Doubt признают все, в историю ска-панка они точно вошли. Жаль, что это далеко не самый популярный жанр, так что вряд ли поможет No Dount остаться в памяти поколений. Гораздо больше это светит Гвен. Ее частенько включают в списки лучших рок-певиц всех времен. Гвен СМИ обожают, а самих No Doubt игнорируют. Увы, но яркая внешность Гвен всегда привлекала журналистов больше, чем музыка, которую создавали она создавала со своими коллегами. А ведь No Doubt всегда были именно группой, а не наемными музыкантами во главе с Гвен. Иначе бы они не смогли работать в бок о бок на протяжении свыше тридцати лет и подбросить в музыкальную сокровищницу мира несколько бриллиантов. Альбом Tragic Kingdom стоит послушать целиком, там кроме Don't Speak еще есть достойные треки.
Если понравилось, не забудьте поставить лайк!
Подписывайтесь на мой канал Записки меломана ! Читайте другие статьи моего блога:
- 10 худших песен. Мой личный антитоп.
- Мелодия хита "Children" Роберта Майлза позаимствована из "Напои меня водой" Гарика Сукачева?
- У кого Дженнифер Лопес перепела "Waiting for Tonight".