Найти тему
Мудрый Kka

Терминатор: Генезис. Чем он так плох?

В своем творчестве я неоднократно обращаюсь к теме фильмов "Терминатор". Оно и не удивительно. Кэмерон создал мир, очень логичный - с одной стороны, и весьма противоречивый - с другой. Тут можно исследования на несколько томов писать - такие, что "Война и Мир" покажутся брошюркой.

Пусть "Терминатор: Генезис" вышел более пяти лет назад, я только сегодня отошел от первоначального шока и решил пересмотреть его во второй раз. И здесь душа возвопила! Молчать я не могу. И хочу сказать пару ласковых.

Два первых фильма - канонических, лучших во всей серии, настолько хороши, что следующие, дабы не портить впечатление, лучше и не смотреть. Не устану повторять - третий и четвертый откровенно слабоваты, а пятый и шестой вообще ушли под откос.

В чем же причина? Давайте попробуем разобраться. И я не хочу говорить о сюжете, который, мягко говоря - не доработан. Я хочу сказать про те детали, которые и сделали "Терминатора" Терминатором. Именем не машины-убийцы из будущего, но именем нарицательным. Именем, известным всем. И, если бы не было первого и второго фильма, а франшиза началась сразу с третьего - скорее всего, это было бы еще одно кино, которое посмотрели бы и забыли. Мало, что ли, таких?

Согласен - фильм со Шварценеггером забыть трудно, но на первых позициях он присутствует еще только в третьем фильме. В четвертом практически отсутствует, а пятом и шестом - задвинут на второй план. Сделал ли Шварценеггер Терминатора? Да, бесспорно. Но нельзя отдавать все заслуги Железному Арни. Терминатора сделал еще и Джеймс Кэмерон.

И здесь стоит отметить, что Шварценеггер - единственный актер, который, в том или ином виде, появляется во всех шести фильмах. Объяснение тому простое. Терминатор без Арни так же невозможен, как и Наполеоновские войны без Наполеона. Впрочем, дедушка становится староват - сейчас ему 73 года, и даже на момент съемок первого фильма ему уже было 36! Как Карлсон - мужчина в самом расцвете сил!

Австриец, снимаясь в продолжениях, скорее, отдает дань уважения фильму, навеки сделавшего его лицом киборга-убийцы из будущего, Железным Арни в самом прямом смысле слова, не имея цели заработать на гонорарах. И правда - трудно ощутимо заработать актерской карьерой, имея активов на 1 000 000 000 USD. Десятком миллионов меньше, десятком миллионов больше - не так заметно. Как мне кажется, в последние годы Шварценеггер снимается исключительно ради собственного удовольствия. Это - хобби, которое он может себе позволить. И дело, которое Арни в самом деле делает хорошо.

В первых двух фильмах Кэмерон смог создать то, чего не хватает в последующих. Эту мрачную атмосферу обреченности. Неизбежности. Одни только вставки постапокалиптического будущего чего стоят! Бесспорно, с бюджетом первого фильма и с техническими возможностями конца прошлого века, когда снимался второй, снять будущее было непросто. Но необходимо! Эти воспоминания о будущем создают неповторимый антураж. Угрожающе-мрачный. И, одновременно, зрелищный! В большинстве фильмов на тему постапокалиптики будущее, пусть и печальное, но не столь мрачное. А если мрачное - то фильм настолько тяжелый, что смотреть его невозможно. Одно слово - арт-хаус. Кэмерон смог снять одновременно мрачную, давящую картину, но зрелищную и интересную!

Безысходность - вот что приходит на ум при просмотре первых фильмов. Но, вместе с тем, это борьба за жизнь. Нет будущего, кроме того, что мы творим сами. И эта мысль проходит через оба фильма. Так или иначе герои меняют то, что, казалось бы, предначертано!

Что в первом, что во втором, антагонист заметно превосходил в техническом плане защитника главных героев. Т-800 превосходил человека, Кайла Риза, в первой части, а Т-1000 превосходил Т-800 во второй. Противник - это киборг-убийца, с которым нельзя договориться, который не знает жалости, страха или раскаяния. Он идет прямо, в лоб, выполняя свою миссию - ликвидируя цель, не считаясь с потерями.

"Генезис" иной. Мало того, что терминатор в лице Джона Коннора пытается найти компромисс, идет по обходному пути, пути наименьшего сопротивления, но при первой встрече с Сарой и Кайлом еще и пытается договориться с ними! Предлагает сотрудничество! Такой сюжетный ход сразу ставит крест на основной мысли канонического Терминатора Кэмерона - безапелляционная терминация!

Да и сам смысл существования Джона Коннора ставится под вопрос. Если он может переметнуться на другую сторону, допустить инфицирование наноботами, сбежать в прошлое, а война там, в будущем, продолжается без него - зачем вообще нужен Джон Коннор? Получается, его место может занять другой! Не такой уж он и исключительный!

Еще один человек, сделавший Терминатора - это Сара Коннор. Вот он - истинный герой, настоящий антитерминатор. Сколько Терминаторов завалил сам Джон Коннор в первых двух фильмах? Ни единого! Сара же завалила целых полтора Терминатора! Все, что осталось от Т-800 в первом фильме - примерно половинку, и почти целого Терминатора во втором. Пусть и сам Терминатор пошел на ликвидацию добровольно. Однако, заслуги Сары в уничтожении Т-1000 сложно переоценить. Шварцу в итоге осталось раз пальнуть.

Сара Коннор - настоящий боец. В первой части это еще испуганная девушка, но в ней есть стержень. Сила характера. Иначе она элементарно не выжила бы в противостоянии человека и машины. Во второй - уже воин. В самой Саре Коннор появляется что-то Терминаторское. Она без тени страха смотрит в лицо опасности и готова идти к поставленной цели, исполняя миссию, через горы трупов. Так она без малейшего колебания принимает решение убить Майлса Дайсона и помехой становится лишь ее сын - Джон Коннор, останавливающий мать.

Линда Гамильтон исполнила роль блестяще. Ей веришь. Веришь этому легкому помешательству. Где-то даже полному сумасшествию. А как она обращается с оружием! Механически. Привычно. Словно автомат - продолжение самой актрисы. И заслуга в этом не только Линды Гамильтон, но и многих консультантов, тренеров, которые учили Линду обращаться с оружием перед съемками.

Именно в ее исполнении Сара Коннор стала эталоном сильной женщины на экране, переплюнув Лару Крофт. И в моем личном рейтинге она заслуженно делит первое место с Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Другое воплощение терминатора терминаторов, более реалистичное, трудно представить. Ей проигрывает даже Т-Х в исполнении Кристанны Локен! В Т-Х больше человеческого, чем в Саре Коннор!

Но Сара Коннор в исполнении Матери Драконов не вызывает такого трепета. Она просто смешна. Во-первых, пистолет, который она держит, больше самой Эмилии Кларк. Во-вторых нет той гармонии, не той пластики, что ранее. Оружие новая Сара сжимает в руке, как палку. На Железном Троне она выглядит естественно, но не с автоматом.

К тому же у Кларк нет того холода, той расчетливости, машинальности движений, отрешенности и отчужденности от реальности, как у Хамильтон. Хотя по сюжету девочка с 9-летнего возраста сама воспитывалась машиной - Терминатором! А ведет себя, как истеричка. Как избалованный ребенок.

Кайл Риз - четвертый человек, без чьего участия Терминатор был бы невозможен. И в первом фильме его роль блестяще исполнил Майкл Бин. Актеру очень удался образ солдата из будущего. Будущего, погребенного под пеплом ядерной войны. Будущего, в котором человечество питается отбросами, прячась в канализационных коллекторах. Лишь один человек знал, что Риз справится с миссией - спасет Сару Коннор, это Джон Коннор. И, одновременно с этим, он знал, что Кайл, выполнив поставленную боевую задачу, погибнет. Коннор осознанно посылал Риза на смерть, осознавая, что нет другого выхода. Что если Кайл останется в будущем - не будет и самого Джона.

И Кайл Риз отдавал себе отчет в том, что миссия самоубийственна. Однако он был готов до конца исполнить свой долг, и исполнил! И вот эту безысходность Бин передал просто идеально. Глядя на него веришь, что на экране - изможденный голодом, уставший от войны человек. Худой, бледный. Он слабее машины, но готов стоять до последнего - рвать металл зубами и руками. Это фанатичная преданность как непосредственно Коннору, так и общему делу - делу спасения человечества.

Джай Кортни, сыгравший Кайла Риза в "Генезисе" - абсолютно другой. Упитанный, круглолицый, загорелый. Зачем он вернулся в прошлое? Он и сам не знает. В глазах - абсолютная пустота. Нет той тоски, что застыла во взгляде Майкла Бина. Глядя на Кортни не веришь, что этот человек способен стоять до последнего, принести себя в жертву в случае необходимости. Перед нами не солдат Апокалипсиса, а клубный мальчик.

Натянутым моментом выглядит и отправка в будущее. Вообще, тот, кто смотрел сериал "Хроники Сары Коннор", в отечественном переводе получивший название "Битва за будущее", тот не мог не заметить ряд схожих сюжетных ходов, что в сериале, что в "Генезисе". Это и отправка в будущее, на стык времен, где Судный день должен вот-вот начаться, и неисправная рука Терминатора. Если в сериале поломка объясняется травмой, полученной в схватке с другим роботом, то в "Генезисе" - элементарно старостью.

И здесь возникает ряд неустранимых противоречий. Согласно технической документации киборг серии Т-800 рассчитан на 3 года активных действий, или на 120 лет работы в режиме ожидания. В "Генезисе" Т-800 проработал не менее 43 лет (с 1974 года, когда он спас еще девочку Сару Коннор, до 2017 года, когда должен начаться Апокалипсис). То есть элемент питания Терминатора должен был разрядиться более 10 раз! И если он стареет, как обычный человек, получается, что Скайнет готовил робота-диверсанта, предназначенного для внедрения в группы человеческого сопротивления, с прицелом на долгую войну, что противоречит самой концепции электронного Блицкрига - быстрого уничтожения человечества. Хотя, конечно, с точки зрения нашей, не киношной логики, старение Терминатора как раз легко объясняется. Арни уже не тот, что был в 36 лет, когда снимался в первом фильме, все же между первым и пятым фильмами миновало более 30 лет, но, как я уже говорил выше, без Шварценеггера Терминатора представить невозможно.

С другой стороны та Сара Коннор, истинная, из первых фильмов, осознавала необратимость Конца Света. И готовилась к нему. Готовилась сама, готовила Джона, готовила оружие и припасы - это показано однозначно в "Судном дне", когда герои вооружаются на складе перед атакой на Кибердайн, это показано в "Восстании машин", когда Терминатор привозит Джона и Кейт в склеп. Сара готовилась планомерно, имея запас времени. Готовилась расчетливо, с умом.

И вдруг в "Генезисе" Сара решает отправиться в будущее, сперва в 1997 год, а потом, после рассказа Кайла о своих видениях, в 2017 год. Зачем? Для чего нужен этот истеричный ход, если Коннор лишает себя стратегического преимущества - времени на подготовку? Чтобы держать зрителя в напряжении, предотвращая Апокалипсис в последний момент?

Видения вообще не выдерживают никакой критики. Первые части отличались логикой. Понятно, кто, кого, куда и зачем отравил. Скайнет отправил Т-800 - убить Сару Коннор. Коннор отправил Риза защитить мать и, заодно, заделать самого себя. Скайнет отправил Т-1000 - убить Джона. Джон отправил перепрограммированного Т-800 защитить себя.

В "Генезисе", в котором временные линии слегка перепутались, зритель не получает объяснений - кто и зачем отправил Т-800 в 1974 год. На этот вопрос Терминатор отвечает просто "данные удалены из моей памяти". Это сюжетная дыра, объяснить которую авторы фильма не смогли. Для этого и введены в фильм видения Кайла. Чтобы заполнить еще одну сюжетную дыру - почему герои отправляются именно в 2017 год. Иначе вообще было бы ничего непонятно.

Опять же мы можем объяснить смысл этого хода, если не сюжетной необходимостью, то необходимостью бюджетной. После провала четвертой части, бюджет "Генезиса" оказался даже меньше, чем "Восстание машин", и воссоздать 1984 год в 2015-м было бы неоправданно дорого. Только благодаря экономии бюджета "Генезис", если и не окупился, то, хотя бы, вышел по нулям.

Чем еще запомнились предыдущие Терминаторы? Погонями! Обалденными, шикарными, зрелищными погонями. Погоня тяжелого грузовика по акведуку за Харлеем с Т-800 и Коннором однозначно входит в десятку лучших погонь синематографа. В том или ином виде погони, конечно, присутствуют во всех шести частях Терминатора. Однако то напряжение, когда бампер грузовика надвигается на хрупкий мопед маленького Джона, после ни разу не удалось передать. В "Восстании машин", бесспорно, погоня была поставлена неплохо, но нет этого гнетущей неотвратимости, что в "Судном дне". Да, черт побери, и в первом фильме, пусть и не отличавшимся большим бюджетом, финальная погоня была захватывающей!

"Генезис" умудрился слить даже погони - то, что умели снимать зрелищно даже на заре кинематографа! Куцая, непонятная погоня на мосту и нереалистичная погоня на вертолетах. В "Генезисе" нет динамики погонь, нет напряжения. Нет переживания за героев. Все уперлось в спецэффекты.

И, бесспорно - мотоциклы. В первых трех фильмах Арни неминуемо появлялся на байке. И это - сюжетная необходимость! В четвертом его сменил Джон Коннор, но дань традиции была отдана. В "Генезисе" такое ощущение, что мотоцикл вставили только для того, чтобы он был. Потому что был раньше. Пусть будет и теперь.

Вообще из всего "Генезиса" нет той сцены, что запала бы в память. Если в первом это возвращение Терминатора в полицейский участок, во втором - расстрел из минигана прибывшую к зданию Кибердайна полицию, в третьем - появление  в прошлом Кристанны Локен... тут - согласен, сцена слишком короткая на мой вкус, но в память она врезалась. То в пятом такой сцены попросту нет! Нет сцены, ставшей бы визитной карточкой фильма, такой "картинки со звуком".

Кстати, на счет звука. Потрясающим было и музыкальное сопровождение первых двух частей. Металлические звуки саундтрека отлично вписывались в антураж и подчеркивали общую атмосферу тьмы и безысходности. "Генезис" подкачал и в этом плане!

И, на конец, не буду оригинальным, оставлю концовку фильма. Фактически "Генезис" - первый фильм, который оставляет задел на будущее - вот он, обновленный Т-800. Полутысяча. Понятно и ежу, что если Терминатор, впервые в истории франшизы, остался жив, да еще и самомодернизировался - авторы надеялись на продолжение. На то, что смогут рубить бабло дальше.

Ан нет! Не вышло! Преданные поклонники серии плевались от концовки больше всего. Ведь весь смысл оригинальной дилогии заключался в том, что герои пытались предотвратить страшное будущее. Предотвратить единственно возможным способом - уничтожив все то, что может послужить созданию Скайнета. Потому Сара Коннор и опускает Т-800 в расплавленный металл. Чтобы не осталось ни чипа, ни следов Терминатора. Исправляет ошибку, допущенную в 1984 году .

"Генезис" идет наперекор канонам. В чем был смысл уничтожения фабрики, Генезиса, если остался, как минимум, один чип?

Получается, Скайнет не уничтожен! Судный день не предотвращен! Зато в крышку гроба франшизы забит очередной гвоздь.

Впрочем... есть еще кое-то. Первые фильмы были своеобразным предупреждением. Даже предостережением. Искусственный интеллект только зарождался, был чем-то зловещим и непонятным. И люди охотно верили в то, что компьютеры, со временем, могут пожелать захватить мир.

Сегодня уже поздно беспокоиться. У каждого первоклассника гаджет, в каждом офисе несколько компьютеров. Если 30 лет назад мы не могли понять, зачем нужны компьютеры обычному человеку, то сейчас мы не представляем себе жизнь без компьютера!

Компьютеры уже захватили мир, захватили без единого выстрела, и всех это устраивает.

Еще больше моих произведений ЗДЕСЬ.