Собственно, об этом я уже писал, но интересно поставить их, родившихся 22 апреля, рядом.
XVIII век - соотечественник номер один
22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант, основатель и один из основных представителей немецкой классической философии...
...Почти наш соотечественник: родился, прожил практически всю жизнь, умер и был похоронен в Кенигсберге - нынешнем Калининграде (могила Канта - одна из местных достопримечательностей). Ну, а в Семилетнюю войну..., когда Кенигсберг был захвачен Россией, ... всех госслужащих, к числу которых относился и великий философ, приводили к присяге Императору Всероссийскому.
...Кант известен ...как основатель ...немецкой классики, включающей в себя, помимо самого Канта, также Фихте, Шеллинга и Гегеля. Позже идеалистическая немецкая классическая философия перерастает в классическую традицию в целом: у Фейербаха она становится материалистической - и порождает Маркса и его многочисленных и весьма разнообразных последователей.
/////////////////////////////////////////////////////////////////
Мой второй канал - с научно-популярной тематикой:
///////////////////////////////////////////////////////////////
XIX век - соотечественник номер два
И, таким образом, мы переходим к следующему имениннику, напрямую связанному марксистской традицией, которая была прямым потомком проистекавшей от Канта немецкой классической философии:
10/22 апреля 1870 года в Симбирске (современном Ульяновске) родился Владимир Ильич Ульянов-Ленин, российский революционер, философ-марксист и основатель марксизма-ленинизма, лидер российских большевиков/коммунистов и второго этапа Русской революции 1917 года ("Великой Октябрьской Социалистической Революции"), основатель Советского государства и Коммунистического ("Третьего") Интернационала. По мнению многих, революционный лидер всех времён и народов номер один.
Едва ли нужно особо распространяться о масштабе его влияния на отечественную и мировую историю: по сути, весь XX век - это либо реализация ленинских идей, либо противодействие их реализации.
В отличие от многих других марксистов, в том числе русских, Ленин подошёл к марксистской теории творчески, а не догматически. В ходе Первой Мировой войны программа европейских социал-демократов по захвату власти успешно оказалась выполнена только в России - несмотря на во много раз меньшую их численность, чем в других крупных странах. А вовсе не в Германии, которая считалась наиболее передовой страной континентальной Европы.
Это заставляет Ленина усомниться в полной адекватности теории и внести в неё изменения. Если другие марксисты предполагали, что первая страна, в которой победит революция, должна будет помочь остальным, то вождь российского пролетариата как раз задумывается над тем, имеет ли он право рисковать в ситуации, когда теория один раз уже дала сбой. Или же следует сначала укрепить то, что реально у мирового коммунистического движения только и есть - Россию? И...
...Ленин отказывается от идей "экспорта революции". Он начинает всемерно укреплять Советскую Россию: планировать модернизацию и индустриализацию, строить систему народного образования...
И ...тут интересы вождя большевиков совпали с интересами русских патриотов. Им была нужна модернизация - и Ленину нужна была модернизация. Вот на стыке этих устремлений и возникло новое государство.
Что же позволило состояться союзу между столь разнородными силами? То, что с обеих сторон были реалисты...
Метки: #Россия , #Германия , #иван антонович ефремов , #иммануил кант , #владимир ильич ленин , #литература , #фантастика , #философия , #русский космизм , #коммунизм
XX век - соотечественник номер три
Ну, а ещё позже...
9/22 апреля 1908 года родился Иван Антонович Ефремов, писатель-фантаст, учёный (палеонтолог и геолог) и философ-космист. Сторонник теории универсальной эволюции, создатель науки тафономии (Сталинская премия 1952 г.).
Ефремов, конечно, серьёзный учёный, свои научные регалии он заслужил целиком и полностью. Но, однако же, прежде всего...
...Иван Антонович известен как писатель-фантаст.
Начинал он с небольших рассказов "ближнего прицела", фактически представляющих собой новеллизацию его идей и отчасти также реальных путешествий. Потом были повести, сочетающие историю и фантастику. И вот в 1957 году появляется "Туманность Андромеды", радикально поднявшая планку отечественной фантастики как таковой, выведшая её на новый уровень.
Научная и приключенческая фантастика в ней мешается с историософией и социальной фантастикой и философией. Там начинается изложение гуманистических взглядов автора, позже продолжившееся в его последующих романах. Фактически, автор проявляет себя как философ, излагающий свои взгляды в художественной форме.
Разумеется, на будущей Земле у Ефремова - коммунизм. Но...
Но описанное общество весьма сильно отличается от представлений других авторов-провозвестников.
...У Стругацких, в общих чертах, "продолженное настоящее". У них описана цивилизация более-менее знакомого нам типа. За исключением научно-технических аспектов и вытекающих из них небольших социально-экономических особенностей - это наше общество. У Ефремова же цивилизация далёкого будущего радикально другая.
Дело в том, что то, что у Ефремова определяется как коммунизм, есть, скорее, результат развития сциентистского направления русского космизма - в одном из вариантов. Под коммунизмом у нас вообще понимали довольно разные вещи. От небольшой вариации на тему уже существовавшего в XIX веке общества ("надо просто выполнить Эрфуртскую программу, а остальное оставить как есть") до направления, получившего название "ноосферный коммунизм", связанного с космистской традицией в варианте Вернадского. Вот именно к последнему Иван Антонович и принадлежал:
Ефремов явно творил в русле идей "революции сознания", примерно в те же годы проявлявшей себя на Западе - Лири, Гроф, Уилсон и др. В общем-то, его творчество представляло собой её советский аналог (и он был не одинок).
В общем, творчество Ефремов - одно из наивысших проявлений того же самого, что началось благодаря Канту и продолжилось благодаря Ленину.
Интересный день, да...
См. также:
Навигатор по каналу "Ходячая Энциклопедия"