Найти в Дзене
ПОЗИТИВно о СПОРТивном

Великие победы Отечественного спорта. "Русский моряк", чей рваный темп бега восхитил весь мир, а его именем назвали Олимпиаду

Предвкушая летние Олимпийские Игры в Токио (надеюсь, они все же состоятся), настраиваемся на позитивный лад и продолжаем вспоминать легендарные и захватывающие победы российских и советских спортсменов. И сегодня предлагаю вниманию моих читателей очень далекую от нас по времени, но при этом невероятно эмоциональную победу русского бегуна Владимира Петровича Куц, чье имя навсегда осталось в истории мирового спорта, а Владимир Высоцкий в одном из своих выступлений восхищался талантом и темпом бега советского атлета. Олимпиада в Мельбурне 1956 года по праву названа в честь Владимира Куца (и не в пропаганде СССР, а самими хозяевами Игр). Владимир Петрович Куц родился 7 февраля 1927 года в селе Алексино Тростянецкого района Харьковского округа УССР в рабочей семье. Когда началась война, село Алексино было практически сразу же (в октябре) захвачено немцами, а освобождено в 1943 году. После этого за оставшиеся два года войны Куц сначала оказался на фронте, потом поработал грузчиком и трактор
Оглавление

Предвкушая летние Олимпийские Игры в Токио (надеюсь, они все же состоятся), настраиваемся на позитивный лад и продолжаем вспоминать легендарные и захватывающие победы российских и советских спортсменов. И сегодня предлагаю вниманию моих читателей очень далекую от нас по времени, но при этом невероятно эмоциональную победу русского бегуна Владимира Петровича Куц, чье имя навсегда осталось в истории мирового спорта, а Владимир Высоцкий в одном из своих выступлений восхищался талантом и темпом бега советского атлета. Олимпиада в Мельбурне 1956 года по праву названа в честь Владимира Куца (и не в пропаганде СССР, а самими хозяевами Игр).

Владимир Куц. Фото из открытых источников
Владимир Куц. Фото из открытых источников

Владимир Петрович Куц родился 7 февраля 1927 года в селе Алексино Тростянецкого района Харьковского округа УССР в рабочей семье. Когда началась война, село Алексино было практически сразу же (в октябре) захвачено немцами, а освобождено в 1943 году. После этого за оставшиеся два года войны Куц сначала оказался на фронте, потом поработал грузчиком и трактористом, следом закончил курсы снайперов, но на войну уже больше не попал. Осенью 1945 года Владимир был отправлен на Балтийский флот, откуда и взяло начало его увлечение легкой атлетикой, а именно бегом.

После перевода Владимира в Ленинград состоялось его знакомство с тренером Григорием Исаевичем Никифоровым, который в дальнейшем и привел атлета к успехам на мировом уровне. Так, в 1954 году Куц попал на Чемпионат Европы, где не только обошел ведущих спортсменов в беге на 5000 м, но и установил мировой рекорд.

В преддверии приближающихся Олимпийских Игр в Мельбурне Владимир, хоть и потерпел ряд обидных поражений на финише, продолжал совершенствовать свою технику бега, учась варьировать темп. Особенностью его хода по дистанции стало то, что он мог совершать резкие ускорение, потом замедлять темп до спокойного бега, затем переходить на бег трусцой, а потом совершать длинные ускорения с выматывающими противника рывками. Конечно, результат упорной работы не заставил себя ждать, и незадолго до Олимпиады Куц установил мировой рекорд на 10 000 м.

Олимпийские Игры в Мельбурне и овации всех зрителей мира

Если зимние Олимпийские Игры по традиции закрываются лыжным марафоном на 50 км, то летние Игры в Мельбурне открывались бегом на 10 000 м.

Для того, чтоб доподлинно ощутить те события, которые разворачивались на дистанции, давайте обратимся к словам очевидцев. Тренер Гавриил Коробков, находящийся в на трибуне стадиона, так вспоминал выступление Куца:

«На седьмом круге Куц отходит вправо и бежит по второй дорожке, предлагая тем самым Пири выйти вперед и повести бег… К концу одиннадцатого круга Пири еще прочно удерживается за Куцем. Оба они далеко отрываются от остальных бегунов. Где-то сзади Петр Болотников и Иван Чернявский. Кажется, что роли в этой игре распределились. Пири – охотник, Куц – его жертва.
Владимир резко уходит вправо на третью дорожку, открывая дорогу Пири. Однако англичанин верен себе. Он ни за что не хочет идти вперед. Его задача – удержаться за Куцем до последних метров, а затем, используя свое превосходство в скорости, уйти от него…».

Казалось бы, Пири должен быть победителем в этом забеге даже несмотря на то, что Куц готов к любому темпу бега. Все выглядит так, как будто британец, словно истинный хищник, лишь выжидает момент, когда его жертва будет особенно уязвима, а затем съест ее, не оставив ни единого шанса. Ускорения сменяются замедлением темпа, и "танец" двух бегунов переходит в невероятный спектакль, где вся драма раскрывается на девятнадцатом круге. Зрелище для спортивных состязаний было настолько невероятным, что зрители вставали со своих мест, чтоб доподлинно разглядеть происходящее.

Вот, как вспоминает этот момент сам Куц:

«На полной скорости я перехожу с первой дорожки на вторую, Пири следует за мной. Со второй на третью, Пири следует за мной. С третьей на четвертую – Пири опять за мной. С четвертой назад на первую – Пири по-прежнему за мной. Он согласен на все, даже на зигзаги, только не на лидирование… И тогда я решаю остановиться. Не будет же и он прекращать бег… Я отхожу вправо, легонько переминаюсь с ноги на ногу, а затем почти совсем останавливаюсь и жестом предлагаю ему возглавить бег…
А на трибунах уже никто не сомневается, что спор между нами окончен, что я вот-вот сойду с дорожки… И наконец свершилось: Пири стал лидером. Мы бежим теперь рядом, и впервые за весь этот бег я вижу его поникшую фигуру… Я еще раз всматриваюсь в его лицо. Гордон Пири настолько измотан, настолько устал, что ему, видимо, уже ничто не страшно, даже поражение.
Пири лидировал всего метров сто. Я снова развил большую скорость и оторвался от англичанина. Бежал и не верил себе: тень Пири не тянулась за моей, не слышалось за спиной ни тяжелого отрывистого дыхания, ни ударов шипов. Мне казалось, что с меня свалились цепи. Я был свободен, свободен в выборе любого темпа бега, любой скорости. Чертовски хорошо быть свободным! Пири отставал все больше и больше. Один за другим его обходили Ковач, Кшишковяк, Лоуренс, Чернявский, Пауэр.
…И вот двадцать пятый, последний круг. Стадион бушует. Букеты цветов, шляпы, платки летят в воздух. Оглушительное «Хурей! хурей!» («ура! ура!») едва выдерживают перепонки. Когда, по своей давней привычке, подняв правую руку, я разорвал финишную ленту, мне показалось, что само небо лишилось олимпийского спокойствия. Замедлив бег, я прошел еще один, двадцать шестой круг. Это был круг почета».

Однако победа на «десятке» стоила Куцу очень дорого: врачи обнаружили у него в моче кровь. Чтобы организм восстановился, требовалось время, а его у спортсмена не было: 28 ноября ему предстояло участвовать в следующем забеге — на 5000 м. И тогда Куц решил отказаться от забега, но советские спортивные чиновники отговорили его от этого.

Соперники Владимира, поминая всю силу советского спортсмена, решили действовать тактически, образовав две коалиции против Куца: британскую в составе Чатауэйа, Ибботсона, а также и Пири, и венгерскую - Ихарош, Сабо и Табори.

Почему же стратегия соперников Куца не сработала? Тут сыграла свою роль разнообразность тактики, которую использовал Владимир. И если на 10 000 м советский атлет использовал рваный темп бега, то на 5 000 м он бежал в отрыв, сразу взяв максимально возможный для себя темп.

Британец Дерек Ибботсон так вспоминает события того дня:

«Куц, как мы и ожидали, через полкруга был впереди. Пири следовал по пятам. Я был глубоко уверен в способностях Пири и решил держаться за ним. Так я и бежал третьим. Первые несколько кругов все бегуны держались вместе, но скоро яростный темп Куца стал выматывать преследователей, и к половине пути группа разорвалась на части. Пири был вторым, я – третьим, Чатауэй – четвертым. Примерно через 40 ярдов за нами венгр Табори вел другую группу.
Я сознавал, что дать Куцу оторваться – гибельно для нас, только это и вынуждало сохранять принятый им яростный темп. После двух миль Чатауэй вышел на второе место. Я не мог понять, почему он это сделал. После мы узнали, что он почувствовал боль в области желудка и двинулся вперед, надеясь сбить ее. Но после 20 ярдов бега Пири и я стали свидетелями страшного зрелища – удалявшегося Куца…
Чатауэй не смог удержаться за ним, а Пири в продолжение трех роковых секунд был в растерянности. Когда он решил следовать за русским, было уже слишком поздно. Куц оказался недосягаем. Я был очень расстроен, что не смог почувствовать опасности раньше и принять меры. Я слепо доверился Пири. Позже Пири упрекал Чатауэйя за потерю контакта, но я с этим не согласен…»

Да, британцы готовились совершенно к другому стилю бега, поэтому по факту оказались совершенно не готовы к тому, что предложил им Куц. Мало того, темп Владимира был настолько высок, что даже два не самых слабых спортсмена были вынуждены сойти с дистанции, а на финише был установлен новый олимпийский рекорд.

Владимир Куц на финише олимпийской дистанции в 5000м. Фото из открытых источников.
Владимир Куц на финише олимпийской дистанции в 5000м. Фото из открытых источников.

Так Куц выиграл два олимпийских золота и стал настоящим героем Мельбурна. В признание его заслуг на закрытии Игр Владимир торжественно прошел знаменосцем в составе советской делегации. Газеты всего мира пестрили броскими заголовками: «Триумф Владимира Куца!», «Русский моряк – кумир мельбурнцев!». Роджер Баннистер - британский легкоатлет - писал:

«Но Куц не машина. Его ум такой же сильный, как и его тело, и он владеет тактическим искусством. Зрители из всех стран поднялись, чтобы приветствовать Куца при его приближении к финишу. Бегуны, как он, рождаются, а не готовятся по рецепту. Куц остается, как и был до Олимпийских игр, величайшим бегуном в мире…»

В 1957 году Куцу было присвоено звание лучшего спортсмена мира. Две феноменальные победы сделали XVI Игры «Олимпиадой Владимира Куца». И это не слова советской пропаганды, а выдержки из австралийской прессы.

«Бег легендарного русского стайера Владимира Куца сделал для сближения народов гораздо больше, чем корпус самых искусных дипломатов».

Владимир Куц входит в «Топ — 100 великих спортсменов 20 века.»

Все статьи цикла можно найти по тегу #великие победы отечественного спорта

Если вам понравилась статья, то ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на мой канал.

Спасибо!

Другие статьи из цикла великих побед:

Как "Русский воробушек" влюбила США в спортивную гимнастику и покорила весь мир.

Советский бегун, ставший быстрейшим человеком на планете задолго до Усэйна Болта.