Почти с самого начала Великой отечественной войны, Москва подвергалась регулярным авианалетам со стороны Германии. В первую очередь немцы старались бомбардировать промышленные комплексы и стратегически важные объекты. Этому активно противодействовала столичная система ПВО, которая представляла собой связку из быстрых самолетов-перехватчиков, стационарных и подвижных огневых точек и маскировки важных зданий.
Большая часть зенитных орудий размещалась на крышах высотных зданий, координаты которых тщательно скрывались. На одной такой крыше могло размещаться несколько десятков расчетов. Однако там использовали не только крупнокалиберную зенитную артиллерию, но и пулеметы разных систем и зенитные автоматы. В итоге на площадках скапливалось такое количество боеприпасов, что даже случайное попадание одной бомбы могло привести к фатальным повреждениям. Был момент, когда одну точку чуть не уничтожили – снаряд упал слишком близко от цели.
Так как большая часть налетов происходила в ночное время, то в Москве создали систему подсветки из множества прожекторов. При этом соблюдалась тщательная светомаскировка домов и транспорта. Даже пригородные электрички двигались в полной темноте.
В дневное время, для усложнения ориентирования вражеским пилотам на местности, создавали ложные объекты. Так в некоторых стадионах, на месте поля, сажали привезенные деревья. Возводились обманки, которые представляли из себя сборные фанерные конструкции. Сами жители города также самостоятельно работали над защитой города.
Основой ПВО Москвы тех лет стала именно зенитная артиллерия, но авиация также вносила свой вклад. По большей части применяли высотные перехватчики, способные спускать с небес бомбардировщики разных моделей. Однако после 1943 года количество налетов резко сократилось и часть пилотов перевели на фронт или другие важные объекты.
Система ПВО позволила сохранить город от масштабных разрушений и спасти немало человеческих жизней. Лондон, находящийся в такой же ситуации, сохранился значительно хуже. Столицу Англии пришлось еще долго восстанавливать после окончания Второй мировой.