У двух моих любимых писателей (увы, уже ушедших) - Григория Горина и Михаила Жванецкого - есть рассказы про людей, которые ломали себя. Либо в угоду окружению, либо в угоду идеалам успеха - таким, которые им лично не подходили.
У Жванецкого в рассказе "Решил я стать решительным" герой вдруг, с места в карьер, начинал вести себя резко. Стал всем высказывать, что думает. Стал конфликтным, "прямым и честным". Да так, что от этого всем пришлось очень плохо. В первую очередь - самому герою, который вместо ожидаемого самоуважения получил только одиночество и какое-то невыразимо гадкое ощущение внутри. Слава Богу, у него хватило сил вернуться к себе, и к нему "снова потянулись люди" (цитата).
А вот у Горина в рассказе "Случай на фабрике № 6" случай вышел более печальный. Там инженер на фабрике совершенно не умел ругаться и материться, что для остальных было нормой. И, решив, что "надо соответствовать", он начал брать уроки "народной речи" у одного из знатоков этого жанра. И вот в какой-то момент, когда нужно было показать свои новые "знания", у героя и случился сердечный приступ. От которого он уже не оправился.
Вот так вот. Если себя ломать, то можно и сломать совсем. Свою жизнь и жизни других людей. Я только сейчас потихоньку, со скрипом, начинаю отходить от этой дурной наклонности, а раньше... Когда работал в школе "молодым специалистом" (больше молодым, чем специалистом), мне опытные учителя говорили "быть строже с детьми", "зажимать их". И я был "строже", и "зажимал" - грубо, топорно, бездушно. И сам себя этим чуть не угробил, и детей калечил, и работу делал вредной, ненужной никому. Потом, когда у меня был период сближения с "искателями истины" (с уклоном в "славянское" неоязычество) уж как я только себя ни ломал, заставляя себя любить главного руководителя всей этой шайки. Принуждая себя обесценивать всё, что я делал - и считать себя недостойным, не заслуживающим жизни.
И даже когда я уже разорвал с этой мерзостью, создал свою семью - всё равно, безрассудно поверив очередному "авторитету", я опять чуть не сломал себя и своего ребёнка. Знаете же, встречали наверняка такие советы, - что отец должен держать сына в строгости и, если надо, физически вразумлять. Я не буду категорично говорить, что совет этот плохой. Может быть, где-то с кем-то для кого-то и подойдёт. А вот для меня - нет, категорически нет. Я лишь однажды своего маленького сына за ухо сильно схватил, когда он на маму с кулачками за что-то полез. До сих пор себе простить этого не могу. Сын уже давно забыл и простил, и давно уже никого он не трогает, а я не могу забыть. И готов калёным железом на себе выжечь: надо двигаться, меняться и развиваться – но не надо, не надо делать никаких резких движений без понимания себя, не внимая голосу своей души. Потому что от этого всем будет плохо...
А у вас в жизни бывало что-то подобное - когда вы себя ломали или когда кого-то ломали под себя, под "стандарт"? Поделитесь вашими историями в комментариях, будет интересно и полезно. Да, я надеюсь, сможем обойтись без наездов, оскорблений и переходов на личности. Потому что подобное я всё равно буду удалять. Мой канал - для созвучия и для взаимной поддержки, "Пусть говорят" здесь не будет. Спасибо за понимание.
(ТИМОФЕЙ МИХАЙЛОВ, г. Самара – писатель, поэт, композитор, сценарист, автор канала «Достигать. Служить. Вдохновлять» )