Амфибии сыграли важную роль во II мировой войне и считались необходимым условием господства на море. Несмотря на их бурное развитие в начале холодной войны, интерес к гидросамолетам вскоре был потерян. Но последние разработки Китая заставили специалистов пересмотреть их полезность
В марте нынешнего года исполнилось 38 лет со дня окончания эксплуатации последних военных гидросамолетов в США.
Амфибии сыграли важную роль во II мировой войне и считались необходимым условием господства на море. Несмотря на их бурное развитие в начале холодной войны, интерес к гидросамолетам вскоре был потерян. Но последние разработки Китая заставили специалистов пересмотреть их полезность.
В середине 2020 года Китай провел первые успешные морские испытания гидросамолета AG600, известного как Kunlong.
AG 600 - самый большой на сегодня гидросамолет в мире - вылетел из аэропорта в провинции Shandong, приводнился недалеко от Qingdao, четыре минуты двигался по воде на лыжах и затем благополучно вернулся в аэропорт вылета.
Огромный гидросамолет привлек внимание американских военных, которые долгое время считали этот тип самолета устаревшим.
Основные преимущества
Когда-то гидросамолеты были незаменимыми в военно-морском флоте. Задолго до того, как авианосцы покорили моря, суда, известные как seaplane tenders - гидроавианосец, были единственным способом успешно проводить операции морской авиации вдали от своих берегов.
Они поднимали гидросамолеты корабельными кранами и обрабатывали их как на сегодняшних авианосцах. USS Langley, первый авианосец ВМС США, был преобразован в гидроавианосец из углевоза в конце 1920-х годов.
В дальнейшем гидросамолеты стало возможно запускать с палуб авианосцев, а в дальних походах - выполнять такие задачи, как борьба с другими летающими лодками, морской перехват, поиск и спасение и, что наиболее важно, функции разведки, для обнаружения вражеских флотов, пока они еще находятся далеко от дружественных войск.
Самый узнаваемый американский гидросамолет – это, пожалуй, летающая лодка PBY Catalina. Созданный в Consolidated Aircraft и принятый на вооружение в 1936 году, этот самолет помог обнаружить японский флот в Мидуэе, спасти тысячи сбитых летчиков и выброшенных на берег моряков и потопить более двадцати подводных лодок Axis.
Британская Catalina даже успешно приняла участие в обнаружении немецкого линкора «Бисмарк» во время интенсивной охоты за ним в мае 1941 года, еще до того, как США вступили в войну.
Холодная война
К концу II мировой войны роль гидросамолетов стала уменьшаться.
Сильно потрепанный флот подводных лодок уже не представлял большой угрозы, а авиабазы на освобожденных островах в Тихом океане позволили ВМС США использовать самолеты наземного базирования с более высокой загрузкой.
Но отказываться совсем от гидросамолетов военные не собирались. В первые годы холодной войны они даже хотели создать ударную группу, добавив к Martin P5M Marlin новые модели.
Транспортный гидросамолет Convair R3Y Tradewind, принятый на вооружение в 1956 году, имел максимальную дальность полета 2000 миль и был способен перевозить до ста военнослужащих или 24 тонны груза. Самолет-заправщик этого типа мог одновременно заправлять четыре палубных истребителя Grumman F9F Cougars.
Но у Convair R3Y Tradewind были проблемы с двигателем, и все одиннадцать произведенных амфибий были списаны в 1958 году.
Произведенный Convair гидросамолет F2Y Sea Dart, был дерзкой попыткой создать амфибию-истребитель с треугольным крылом.
Способный развивать скорость до 1 Маха и вооруженный четырьмя 20-мм пулеметами или несколькими ракетами, Sea Dart впервые поднялся в воздух в 1953 году, но был снят с вооружения после несчастного случая со смертельным исходом в 1957 году.
Продолжение следует...
Источник: Insider
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале