В среду 14 апреля 2021 года Басманный районный суд Москвы назначил журналистам студенческого журнала DOXA меру пресечения в виде запрета определенных действий. В СМИ поднялось обсуждение подробностей постановления судьи: журналистам разрешено выходить из дома с 23:59 до 00:00, то есть, 1 минуту (если быть совсем точным, 59 секунд) в день.
О том, что я думаю по поводу преследования студентов - журналистов, я скажу в конце статьи. А в основной её части поговорим о том:
- что вообще такое меры пресечения и какие они бывают
- что это за мера пресечения такая - запрет определённых действий и
- насколько законно применять такую меру пресечения как фактический домашний арест.
Что пресекается?
Меры пресечения - это, как нетрудно догадаться, определенные ограничения. Вот только назначаются они не преступнику (тому, чья вина уже установлена судом), а ещё только подозреваемому или обвиняемому. Делается это для того чтобы подозреваемый не скрылся от следствия, не уничтожил улики или не угрожал свидетелям (ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса (УПК)).
Какие бывают меры пресечения?
Мер пресечения всего 8, все они перечислены в статье 98 УПК. Как и уголовные наказания, они бывают более и менее жёсткие. Самая мягкая мера пресечения - подписка о невыезде, а самая суровая - заключение под стражу (которое в народе вполне справедливо называется "посадкой в СИЗО")
По "официальной классификации" запрет определенных действий считается строже присмотра за несовершеннолетним, но мягче залога
Что может быть запрещено?
Согласно ст. 105.1 УПК, можно запретить:
- выходить из дома в определенное время
- находиться в общественных местах или на массовых мероприятиях
- общаться с определенными людьми
- пользоваться телефоном, почтой и Интернетом
- водить автомобиль
Можно ввести несколько запретов сразу (хоть все) или только один. В целом, это выглядит как довольно гуманная мера пресечения по сравнению с домашним арестом или заключение под стражу. Но, конечно, напрашивается самый интересный вопрос:
Есть ли какие-то пределы у перечисленных ограничений?
Короткий ответ: нет!
А теперь разберемся подробнее, почему их нет.
Статья 105.1 УПК РФ появилась только в 2018 году. Это небольшой по меркам законодательства возраст. Более того, до 2020 года мера пресечения активно не использовалась.
Законодатель не указал, в каких пределах должны применяться ограничения. С одной стороны, вроде как понятно, что ограничение на выход из квартиры в течение 23 часов 59 минут в день не должно назначаться - это фактически домашний арест. Но законом-то напрямую такой "финт ушами" не запрещён!
"Ошибка" законодателя может быть как сознательной, так и просто недоработкой. Вопрос риторический. В любом случае, когда законодатель промолчал, слово за судебной практикой. Но проблема в том, что из-за "молодости" правовой нормы и не самого активного её применения, до высших судов вопрос на данный момент ещё не дошёл. Что касается практики судов нижестоящих, то мне удалось найти одно показательное дело:
Амурский областной суд назначил обвиняемому в краже (по ч. 2 ст. 158 УК РФ) запреты на выход из дома с 16:00 до 07:00, общение с участниками уголовного дела, использование связи и Интернета.
Ранее обвиняемый был судим за кражу (по ч. 3 ст. 158 УК) и грабеж (по ч. 2 ст. 161 УК). Преступление, в котором его обвиняли, было для него третьим в течение одного года.
Но это не повод запрещать ему покидать жилище весь день! Он ведь не писал в студенческом журнале про акции протеста...
Я считаю, что именно в подобном виде мера пресечения в виде запрета определённых действий и должна применяться. Как минимум 8 часов в день обвиняемый должен иметь возможность находиться не дома. А если суд посчитает такое ограничение недостаточным, то должен назначаться домашний арест. Естественно, с мотивировкой, почему применение более мягкой меры пресечения невозможно. Соответствующие разъяснения должен выпустить один из высших судов.
Потому что в том виде, в котором применяет эту меру пресечения Басманный суд, - это чистой воды издевательство. Издевательство как над обвиняемыми, так и над принципами права.
"Правовая культура" считает уголовное преследование студентов - журналистов DOXA политически мотивированным и требует немедленно его прекратить! Также считаем недопустимым использование уголовно-правовых средств в целях политической борьбы и требуем высшие суды РФ немедленно пресечь подобного рода практику!