После того, как Али отправил Абу Мусу аль-Ашари с группой сподвижников в Даумат-аль-Джандале, противостояние с хариджитами обострилось, они отказались признавать халифа, более того, они обвинили его в неверии из-за его решения о третейском суде, хотя в самом начале они поддержали это решение.
Не помогли беседы и советы Али ибн Абу Талиба, и в последний раз он сказал им:
«Мы обещаем вам три вещи: мы не станем запрещать вам молиться в этой мечети, не станем лишать вас вашей доли этого имущества (фай) до тех пор, пока ваши руки будут вместе с нашими, и не станем сражаться с вами до тех пор, пока вы не начнёте сражаться с нами».
Тогда Али выступил в Шам с огромным войском, чтобы сразиться с Муавией после того, как объявил о своем несогласии с решением третейского суда. Однако до него дошла весть о том, что они начали проливать кровь, заниматься разбоем и творить нечестие на земле. Хариджиты убили благородного сподвижника Абдуллу ибн Хаббаба. Они также убили его наложницу, которая была на последнем месяце беременности, и вспороли ей живот. Узнав об этом, Али, да будет доволен им Аллах, и те, кто был с ним, испугались того, что, если они отправятся в Шам, чтобы сразиться с Мyавией и его войском, то хариджиты поступят с их семьями подобным же образом. Они решили вместе с Али, да будет доволен им Аллах, решили начать с хариджитов.
Али со своим войском направился к хариджитам, когда они достигли Мадаин, Али отправил к ним посланца в Нахраван со словами:
«Мы не желаем проливать вашу кровь после того, как покараем убийц наших братьев, и выступим в Шам, возможно, Аллах даст вам то, что лучше для вас».
Они же ответили:
«Мы убили ваших братьев! И для нас дозволена их и ваша кровь»
Али сам лично встречался с хариджитами и увещевал их. Однако их ответом стал призыв готовиться к сражению и ко встрече с Господом миров.
Перед тем, как начать сражение, Али велел Абу Айюбу установить знамя безопасности и воззвал к хариджитам:
«Кто придёт под это знамя, тому гарантирована безопасность. Кто никого не убивал, тому гарантирована безопасность. Кто из вас пожелает отправиться в Куфу или в Мадаин, выйдя из этой группы, тому гарантирована безопасность».
Многие хариджиты воспользовались этим и покинули это место. Из четырёх тысяч человек осталось всего около тысячи, которых возглавлял Абдулла ибн Вахб ар-Расиби. Али велел своим воинам не идти в атаку первыми, а дождаться хариджитов. Те двинулись на конницу, стоявшую впереди, и она расступилась, после чего хариджитов встретили лучники, а конница тем временем окружила их. Битва была недолгой. Почти все хариджиты были убиты, а войско Али потеряло всего около семи человек.
После этого события положение повелителя правоверных осложнилось, его войско охватила смута, многие жители Ирака были не согласны с Али, а положение Муавии наоборот стало крепнуть, он начал отправлять войско во многие страны. Ибн Касир сказал:
«Люди склонялись в пользу Муавии несмотря на то, что все они знали, что их повелитель Али, да будет доволен им Аллах, был лучшим на всей планете на то время. Он был самым поклоняющимся, аскетичным и богобоязненным. Когда он увидел нежелание своих сторонников воевать и поддерживать его, у него пропало желание жить, и он пожелал смерти. Он часто говорил:
«Клянусь Тем, кто сотворил семя и создал человека, да окрасится это от этого (то есть, да окрасится его борода кровью головы) что же удерживает наихудшее творение?»
Абдур-Рахман ибн Мулджам был одним из предводителей хариджитов. Он посватался к девушке по имени Катам, которая была очень красивой. Она ненавидела имама Али ибн Абу Талиба, который убил ее отца и брата в сражении при Нахраване вместе с остальными хариджитами. Катам сказала ему:
— Я выйду за тебя замуж, только если ты исцелишь меня.
Ибн Мулджам спросил:
— А что исцелит тебя?
Катам ответила:
— Три тысячи, раб, служанка-певица, ты должен также убить мечом Али.
Ибн Мулджам сказал:
— Это имущество я даю тебе. Клянусь Аллахом, я прибыл сюда, чтобы убить Али. Я даю тебе все, что ты просишь. Он женился и поселился у Катам. Она стала торопить его исполнить обещание.
В ночь на пятницу семнадцатого Рамадана Ибн Мулджам устроил засаду вместе с двумя помощниками напротив перегородки, из-за которой обычно выходил Али, да будет доволен им Аллах. Али вышел и начал будить людей на молитву, взывая к ним:
«К молитве! К молитве!»
Ибн Мулджам нанес ему удар по голове. Борода Али покрылась кровью.
Али сказал своим сподвижникам (он знал, что Ибн Мулджам сделал это):
«Если умру, то убейте его, а если останусь, то сам разберусь с ним».
Перед смертью он произнёс только «Нет бога, кроме Аллаха», после чего скончался. Он скончался в возрасте шестидесяти трех лет. Он правил пять лет без трех месяцев.
Ибн Касир утверждал, что Али ибн Абу Талиб был похоронен в здании правления в Куфе. Большинство историков считает, что родственники и сподвижники Али спрятали его могилу, боясь за ее сохранность от хариджитов. Высказывалось много других версий, некоторые считали, что его тело было перевезено в аль-Бакы или в другие места. Аллах знает лучше.
Аль-Хасан поступил согласно завету Али и казнил злодея Ибн Мульджима. Затем его тело было сожжено.
[1] См. «Аль-Бидайя ва-н-Нихайя» ибн Касир (7/385) и «Тарихат-Табари» (5/133).