Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Обратно в грязь. Конец последней королевской фаворитки Жанны дю Барри

Жанна дю Барри. Фото портрета из открытых источников
Жанна дю Барри. Фото портрета из открытых источников

В предыдущей статье я начала рассказ еще об одной знаменитой узнице замка-тюрьмы Консьержери - графине дю Барри. Простая девчонка, работавшая в публичном доме, хоть и элитном, стала официальной фавориткой французского короля Людовика XV с официальным же содержанием на совершенно огромную сумму.

Разумеется, такой взлет не всем пришелся по вкусу, особенно главному министру Людовика XV герцогу де Шуазелю. Герцог, будучи прогрессивным человеком, многое сделал для Франции, но для реализации своих дальнейших планов ему нужен был свой человек подле короля. Однако Жанна дю Барри таким человеком не являлась, более того, она ненавидела герцога всей душой.

Когда король назначил своей фаворитке ежегодное содержание размером в 1200 тысяч ливров (для справки - тот же Шуазель получал 800 тысяч в год), она, как я уже говорила, начала тратить деньги направо и налево. По сравнению с жизнью простого народа, прозябавшего в полной нищете вызывающая роскошь фаворитки вызывала озлобление, умело подогреваемое полицией по приказу министра. На улицах распевали памфлеты, высмеивающие дю Барри и ее прошлое.

Придворные дамы подвергли фаворитку остракизму, но это продолжалось недолго: очень скоро каждая получила приглашение, на котором стояла приписка, что Его Величество окажет графине честь своим присутствием. Проигнорировать такое приглашение не рискнул уже никто.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Несмотря на ангельскую внешность, фаворитка вела себя вызывающе бесстыдно, позволяя себе дефилировать по комнате обнаженной, даже если король в это время принимал в этой же спальне придворных. Однажды она даже умудрилась в подобном случае еще и попросить священников подать туфельки. Двор был шокирован, а Людовика эти выходки только забавляли. Постепенно дю Барри приобрела над королем такую власть, какой не могла добиться ни одна из ее предшественниц.

16 мая 1770 года герцог де Шуазель нанес королевской фаворитке давно обдуманный и хорошо подготовленный удар - в этот день состоялось бракосочетание внука короля дофина Людовика и пятнадцатилетней габсбургской принцессы Марии-Антуанетты. Этот брак был устроен Шуазелем и он надеялся, что дофина не забудет этого и поддержит его в борьбе с мадам дю Барри.

Нежная и чистая принцесса, осознав, в какой развращенный двор она попала, действительно преисполнилась отвращения к фаворитке, которое подогревалось герцогом и поддерживалось дочерьми короля. Но, несмотря на все усилия Шуазеля, он проиграл эту войну с графиней дю Барри, и в декабре 1770 года министр был отправлен в отставку. Политика нового министра герцога д'Эгийона была направлена против Австрии, что не могло не расстраивать Марию-Антуанетту, прекрасно понимавшую, откуда дует ветер перемен.

Жанна дю Барри. Бюст работы Пажу. Фото из открытых источников
Жанна дю Барри. Бюст работы Пажу. Фото из открытых источников

Юная дофина проходила мимо дю Барри, отворачиваясь в сторону и поджимая губки, что доводило фаворитку до бешенства. Она потребовала от короля заставить Марию-Антуанетту прекратить этот игнор, привлекла на свою сторону австрийского посла, но все было тщетно: дофина не желала разговаривать с куртизанкой. Тогда в дело вмешалась мать принцессы Мария-Терезия, написав дочери гневное письмо, что та не желает выполнять волю короля.

В итоге Марии-Антуанетте пришлось сдаться: в начале января она все же заставила себя подойти к фаворитке и выдавить знаменитую фразу: "Как сегодня многолюдно в Версале." Сам Людовик кинулся к дофине с объятиями, и уже на следующий день ее слова передавали из уст в уста во всех королевских домах Европы. Фраза не значила ничего, но одновременно означала очень многое: дю Барри победила, дав понять всем, что с ней нельзя не считаться.

Отныне графине дю Барри оказывались поистине королевские почести. Однако ее враги решили пойти другим путем: заменить Жанну другой фавориткой. Узнав об этих попытках, графиня поступила нетривиально - она сама стала подыскивать юных прелестниц стареющему монарху, чтобы держать ситуацию под контролем. Но в апреле 1774 года король неожиданно заболел оспой и в мае его не стало. А первым указом новоиспеченного Людовика XVI стало распоряжение, запрещающее мадам дю Барри появляться при дворе.

Ангельская внешность знаменитой куртизанки. Фото из открытых источников
Ангельская внешность знаменитой куртизанки. Фото из открытых источников

Испуганная фаворитка спешно бежала в монастырь Понт-о-Дам, где оказалась практически под арестом - ей было запрещено принимать посетителей, либо писать письма. Через год дю Барри разрешили покинуть монастырь с условием не приближаться к Парижу и Версалю ближе, чем на 10 лье. Графиня поселилась в своем поместье Лувесьенн, где быстро утешилась в объятиях новых любовников. И все было бы хорошо, не случись в 1785 году знаменитого дела о бриллиантовом ожерелье. (Я рассказывала об этой истории и ссылки на статьи я, по традиции, дам в конце этого рассказа.)

Это ожерелье было заказано Людовиком XV для своей любовницы, но король не успел его вручить. В итоге Жанна дю Барри выступила в суде по просьбе своей тезки Жанны де ля Мотт и этот процесс стал началом ее конца. Во время Революции об этой истории вспомнили, и, так как бриллианты были вывезены из страны, бывшую королевскую фаворитку, которую и без того ненавидели в народе, обвинили в пособничестве монархистам.

Кстати, когда королевский трон уже пошатнулся, Жанна дю Барри написала Марии-Антуанетте записку с предложением помощи, на что королева поблагодарила ее. Это единственный, подтвержденный исторический факт, когда две женщины общались между собой. И, тем не менее, конец оказался ужасным для всех: в январе 1793 года был казнен Людовик XVI, в октябре та же участь постигла королеву, а в декабре была арестована и отправлена в Консьержери графиня дю Барри.

Казнь мадам дю Барри. Фото гравюры из открытых источников
Казнь мадам дю Барри. Фото гравюры из открытых источников

Поразительно то, что фаворитка оказалась в той же камере, где до нее провела свои последние дни ее заклятый враг - Мария-Антуанетта. Я обязательно покажу эту камеру, когда буду рассказывать об участи королевы, а пока закончим историю Жанны, тем более, что до конца истории осталось совсем немного - несколько шагов до гильотины. Известна ее фраза, которую она без конца повторяла на эшафоте: "Извините, господин палач, еще минуточку..."

Вот так бесславно закончился жизненный путь женщины, которая поднялась из низов практически до королевского трона и была вновь сброшена вниз в буквальном смысле ножом гильотины. И хотя многие газеты на другой день вышли со статьями, упрекавшими королевскую фаворитку в отсутствии мужества, говорят, именно ее поведение на эшафоте заставило толпу задуматься о том, насколько страшно было то, что происходило в те дни.

Если вам понравился этот цикл про знаменитых узников королевской тюрьмы Консьержери, подписывайтесь на мой канал, я обязательно расскажу еще много интересного. Начало рассказа про Жанну дю Барри и историю про бриллиантовое ожерелье можно прочесть здесь:

"Из грязи в князи" - "ночная королева" Жанна дю Барри

Настоящая история подвесок королевы, или Бриллиантовая афера

Тайна старого надгробия и темно-синей шкатулки