Итальянские мумии, о которых я рассказал в прошлом тексте ТУТ, были попыткой пресловутого импортозамещения – поставки продукта египетской выделки были масштабными, но совершенно недостаточными. Средневековая медицина практически не знала синтетических лекарств. Более того, попытки смешать мертвые вещества и получить из них что-либо полезное, «живое», противоречило философии тогдашних врачей.
Сейчас-то медик просто скармливает человеку пилюлю и удовлетворяется тем, что она оказывает благотворное действие – его часто даже не интересует КАК, не говоря уж о ПОЧЕМУ. Нет, в те времена, когда знания были скупы и превратны, когда химия объясняла соединение двух веществ их взаимной «симпатией» и вообще называлась «алхимией», не умели еще сочинять «на кончике пера» препарат ы с запрограммированными лечебными свойствами.
Ну , попытки были, конечно, но успех их небесспорен. Вот настоятель монастыря и знаменитый ученый своей эпохи Басилиус Валентинус обнаружил, что сурьма, если ее добавить в помои, делает свиней гладкими да жирными. Говорят, он сделал умозрительное допущение («на кончике пера»), что и на братию вещество окажет аналогичное действие: подмешал сурьму в еду да все вдруг и перемёрли – с тех пор сурьма зовется «антимониум», сиречь «противомонашеское средство».
Короче, если армейский устав писан кровью, то и правило трехэтапного испытания лекарств, каждая его буква, вычерчено изблевываемой слизью, лютой болью и судорожным почерком скоропостижного карачуна. В общем, лечили в средние века и в ранее Новое время, по преимуществу, травками и животными выделениями (или просто кусками плоти). Вера в принцип симпатии породила гомеопатию, которую и сейчас еще норовят то записать в лженауки, то вычеркнуть из них – а она иногда работает, но чаще старается доказать, что является сугубым шарлатанством . Я не знаю, например, помогает ли излечить катаракту прием высушенных и растертых в порошок человеческих экскрементов – а средневековые гомеопаты (тот же Парацельс) это средство очень рекомендовали.
Желающие могут попробовать (точно насмерть не отравитесь) и наблюдениями поделиться в комментах. Рецепт древнеримский, однако, популярен был еще и совсем недавно — л ет 200 тому назад. В эпоху, близкую к рождеству Христову, активно лечились человеческой кровью – и вообще гладиаторов утилизировали чуть меньше, нежели полностью. Вопреки историческим мифам, гибли они не особенно массово, часто доживали до седин и отдавали своим богам душу на домашнем одре.
Видеорассказ о том же, рекомендую:
Так что лекарственного продукта, производимого гладиаторами , доставало не всем, стоил он дорого и был предметом престижного потребления. Ценился (и был, собственно, аналогом — « приятно-вкусно-полезно» ) как наша черная икра.
И вот представьте себе европейское средневековье: античная дичь и суеверия, почитай, все унаследованы, а научный кругозор гораздо уже. Да еще собственные религиозные шоры… Короче, тут-то и начался подлинный расцвет медицинского каннибализма, который, вы не поверите, и до сих пор не отцвел еще окончательно.
Из крестовых походов европейцы повезли в товарных количествах мумии. Речь не только о святых мощах (хотя и тут, знаете ли, какого только добра нет – вроде венецианских останков дракона, убитого Победоносцем: читать ТУТ).
Останки уважаемых людей (святых-мучеников-подвижников) хотя бы не надлежало толочь, варить или настаивать на спирту – из них присущую им лечебную благодать черпали посредством поцелуев и прикосновений. Однако тут не был о желаемой адресности : вот так вот лобызнешь, а у тебя не золотуха или лихоманка пройдут, а один только неудобьсказуемый чирей. Каннибализм с использованием останков простых людей бил прицельнее: носишь чужой зуб на шее или прикладываешь к своему – пародонтоза как ни бывало. Или та же кровь, сцеженная у преступника в процессе экзекуции, служила тонизирующим и общеукрепляющим: вот одна из причин, почему палачей презирали, боялись и считали магами – у них по сходной цене можно было купить все.
Карл II Стюарт (тот самый – обеспеченный деньгами при содействии Д’Артаньяна-и-трех-мушкетеров, папашу которого они же чуть не уволокли с эшафота) был ценителем «Королевских капель» - череп растираешь в порошок, а потом мешаешь с вином: помогало ото всего, как считалось еще во второй половине XVII -го (!) века. Но подлинным кладом, с точки зрения врачебной науки, были, конечно, мумии . Я не знаю, что продавали в советские времена под видом «мумиё» - что бы это ни было, оно передавалось из ладошки в ладошку, было завернуто в листки из школьных тетрадей, представляло собой черно-серое крохкое вещество и водилось у цыган да бабок.
До наступления исторического материализма "мумие" было совсем другим и добывалось посредством чуть не промышленной переработки древнеегипетских мумий: их ткани за тысячелетия преобразовывались в смоловидное вещество, которые очень ценилось в Европе. С крестоносцев и по середину XX -го века древних покойников из Египта экспортировали тысячами и десятками тысяч – благо страна древняя, народу там пожило много и большая часть его во благовременьи помре. При этом бальзамировали людей на нильских пажитях, нивах и в городах массово.
Европейцы столетиями прекрасно переваривали культурные да исторические ценности: варварский перевод мумий на снадобья начал волновать цивилизованного человека совсем недавно – лет 150 тому назад. Вы не поверите, но изрядное количество фараонов было вульгарнейшим образом съедено: знаменитый склад мумий египетских царей, созданный жрецами еще в древности, чтобы уберечь от завоевателей, нашли пастухи. Он и потом распродавали объекты складирования небольшими порциями, а как долго – поди знай. В общем, духовное родство египтян и украинских прапорщиков – вещь несомненная.
Но вернемся в Европу.
Человечину использовали в пищу не только в силу симпатической связи между органами и телесными жидкостями людей, но еще и потому, что плоть усопшего об лада ла магической силой. Особенно, если смерть была быстрой и насильственной: так запечатывалась витальная энергия. Жизнь ушла, но не вся и, как считалось, ее вполне можно было из разбитого сосуда перелить в целый – в себя, то бишь. И э то совсем не суеверия темных людей - Леонардо да Винчи был куда уж просвещеннее: «В мертвом теле сохраняется бездвижная жизнь, которая, когда она переваривается желудками живых, вновь обретает чувственное и сознательное бытие». В общем, верил энциклопедист в мертвую жизнь.
Но это было об ту пору всеобщ им убеждение м . Вот, скажем, философ Марсилио Фичино – любимец Медичи, мистик и гуманист, наставник живописцев и ваятелей, изобретатель одной из разновидностей карт Таро. Он советовал своему патрону Козимо пить кровь подростков – заряжаться жизненной энергией. А уж о людском прахе и спора не было – этим продуктом полагалось лечить все: от половой немочи до угрей и сыпи.
Собственно, каннибализм оправдывали тогда даже превратно толкуемой христианской традицией: «Раз кровью и плотью Христовой можно причащаться, то плотью грешника вполне можно лечиться». Порог брезгливости в Средневековье и даже столетиями позже был много ниже – жизнь человека протекала в постоянном контакте со смрадом, грязью, гнилью, нечистотами. Кого тут смутит необходимость глотать порошок из толченого черепа? Ну, разве добавляли малость шоколада – не столько замаскировать вкус, сколько сделать его тоньше. Именно так продавали «королевские капли» в аптеках Европы еще в XVIII веке – с ароматизаторами, чтоб по-богатому, как у самого Карла II . Из лекарственной крови, чтобы не испортить аппетит, готовили мармелад — не спрашивайте меня как: подробности очень малоаппетитны.
Наилучшим же лекарственным средством считался мох, который выращен на человеческом черепе – на экспорт е этого товара специализировалась Италия и почему-то Ирландия . Почему – бог весть: такое-то производить всюду можно, чай, люди мрут везде и в достаточном для выращивания мха количестве. Тем более технологии импортозамещения разрабатывались лучшими умами . Хотя мумии везли из Египта со времен крестоносцев, иногда возникали перебои в поставках – из-за крупных войн, безобразничающих пиратов, эпидемий, которые нарушали заморскую торговлю. На этот случай врач Иоанн Кредерис в XVII веке советовал: «Возьмите тело рыжеволосого человека лет 24-х, казненного или умершего насильственной смертью. Пусть ночь пролежит на лунном свете, затем умастите его мир ом и алоэ. Погрузите в спирт и дайте высохнуть на солнце, снова замочите в спирту и высушите. Вскоре оно окажется похож им на вяленое мясо и не будет иметь дурного запаха».
И, писал врач, если хотите быть уверены, что не обманут, покупайте тушку целиком, а не частями – жулики обязательно попытаются вам подсунуть какие-нибудь звериные мослы. А сделав запасы, можно и врачевать: жир – средство от водобоязни (бешенства), ногти и сердце – от эпилепсии. Кожей обвязывали живот беременные, чтобы смягчить родовые муки. Смешно, но массовый медицинский каннибализм не мешал европейцам презирать колонизируемых дикарей-людоедов. Объясняли это так: у туземцев возникают личные взаимоотношения со съедаемым – любовь-ненависть и тд. А цивилизованные люди не питают к мумиям никаких чувств, и человека, пусть бывшего, в них не видит – значит, нет тут греха. «Медицинский бизнес, ничего личного». И оставались людские останки с травами (вместе и порознь) главными медикаментами века эдак до XIX-го.
Тут уже появились синтетические препараты, медицина стала наукой аналитической, а не только опытной. Возникло и понимание механизма развития болезней, а излечение перестало быть волшебством. Но, между прочим, табу на антропофагию до сих пор остается полуфиктивным . Во-первых, существует и процветает разнообразное ведовство со всякими там настойками на костях и травами с могилки. Во-вторых, во многих сравнительно цивилизованных странах Африки едят (не в столицах, конечно) альбиносов и пигмеев – тут, как объясняют, главное твердо знать, что жуешь ты сейчас не человека, а зверушку: «ну, сами подумайте – какой человек из этого голого коротышки-пигмея?».
Убедить себя в этом не так уж сложно – в бельгийских и французских зоопарках еще 100 лет назад показывали в вольерах африканцев и патагонских индейцев. Но и помимо того – мы все очень даже приемлем медицинский каннибализм. Вспомним трансплантацию, например: она-то — явно превращенная форма антропофагии. А учитывая, что забор органов осуществляется с применением методов экономического принуждения (помните молдаван, торгующих почками в Турции?) и прямого насилия (разборка сербов на запчасти в Косово) – чем современный цивилизованный человек отличается от троглодита? Наконец, те же вакцины от КОВИД – большинство их производится с применением клеточного материала абортированных эмбрионов. В общем, глядя на предков-трупоедов, мы видим в них себя – только что у нас суеверия и самооправдания другие.
Дочитали? С вас лайк или подписка! Спасибо