Найти тему
Земля круглая, проверено!

КАННИБАЛ ДА ВИНЧИ, ИЛИ САРКОФАГ КАК АПТЕКА ДЛЯ РЕНЕССАНС-МЭНА

Итальянские мумии, о которых я рассказал в прошлом тексте ТУТ, были попыткой пресловутого импортозамещения – поставки продукта египетской выделки были масштабными, но совершенно недостаточными. Средневековая медицина практически не знала синтетических лекарств. Более того, попытки смешать мертвые вещества и получить из них что-либо полезное, «живое», противоречило философии тогдашних врачей.

Тут исчерпывающе представлены методы, которыми были в арсенале средневековых врачей: что-нибудь вскрыть, отрезать, зашить, прописать диету, дать травок, нашептать заговор
Тут исчерпывающе представлены методы, которыми были в арсенале средневековых врачей: что-нибудь вскрыть, отрезать, зашить, прописать диету, дать травок, нашептать заговор

Сейчас-то медик просто скармливает человеку пилюлю и удовлетворяется тем, что она оказывает благотворное действие – его часто даже не интересует КАК, не говоря уж о ПОЧЕМУ. Нет, в те времена, когда знания были скупы и превратны, когда химия объясняла соединение двух веществ их взаимной «симпатией» и вообще называлась «алхимией», не умели еще сочинять «на кончике пера» препарат ы с запрограммированными лечебными свойствами.

Алхимики, как и врачи, твердо знали все знания уже есть в старых манускриптах: древние знали все, надо только найти - где они свое Высокое знание сохранили
Алхимики, как и врачи, твердо знали все знания уже есть в старых манускриптах: древние знали все, надо только найти - где они свое Высокое знание сохранили

Ну , попытки были, конечно, но успех их небесспорен. Вот настоятель монастыря и знаменитый ученый своей эпохи Басилиус Валентинус обнаружил, что сурьма, если ее добавить в помои, делает свиней гладкими да жирными. Говорят, он сделал умозрительное допущение («на кончике пера»), что и на братию вещество окажет аналогичное действие: подмешал сурьму в еду да все вдруг и перемёрли – с тех пор сурьма зовется «антимониум», сиречь «противомонашеское средство».

Отравление монаха
Отравление монаха

Короче, если армейский устав писан кровью, то и правило трехэтапного испытания лекарств, каждая его буква, вычерчено изблевываемой слизью, лютой болью и судорожным почерком скоропостижного карачуна. В общем, лечили в средние века и в ранее Новое время, по преимуществу, травками и животными выделениями (или просто кусками плоти). Вера в принцип симпатии породила гомеопатию, которую и сейчас еще норовят то записать в лженауки, то вычеркнуть из них – а она иногда работает, но чаще старается доказать, что является сугубым шарлатанством . Я не знаю, например, помогает ли излечить катаракту прием высушенных и растертых в порошок человеческих экскрементов – а средневековые гомеопаты (тот же Парацельс) это средство очень рекомендовали.

Доктор Парацельс - безусловный гений, но в лечении катаракты обнаруживал прискорбный консерватизм
Доктор Парацельс - безусловный гений, но в лечении катаракты обнаруживал прискорбный консерватизм

Желающие могут попробовать (точно насмерть не отравитесь) и наблюдениями поделиться в комментах. Рецепт древнеримский, однако, популярен был еще и совсем недавно — л ет 200 тому назад. В эпоху, близкую к рождеству Христову, активно лечились человеческой кровью – и вообще гладиаторов утилизировали чуть меньше, нежели полностью. Вопреки историческим мифам, гибли они не особенно массово, часто доживали до седин и отдавали своим богам душу на домашнем одре.

Видеорассказ о том же, рекомендую:

Так что лекарственного продукта, производимого гладиаторами , доставало не всем, стоил он дорого и был предметом престижного потребления. Ценился (и был, собственно, аналогом — « приятно-вкусно-полезно» ) как наша черная икра.

Капля его крови была на вес золота, поскольку была концентратом жизненной энергии и здоровья
Капля его крови была на вес золота, поскольку была концентратом жизненной энергии и здоровья

И вот представьте себе европейское средневековье: античная дичь и суеверия, почитай, все унаследованы, а научный кругозор гораздо уже. Да еще собственные религиозные шоры… Короче, тут-то и начался подлинный расцвет медицинского каннибализма, который, вы не поверите, и до сих пор не отцвел еще окончательно.
Из крестовых походов европейцы повезли в товарных количествах мумии. Речь не только о святых мощах (хотя и тут, знаете ли, какого только добра нет – вроде венецианских останков дракона, убитого Победоносцем: читать
ТУТ).

Вот, например, одна из итальянских реликвий - палец Галилея. Кажется, средний
Вот, например, одна из итальянских реликвий - палец Галилея. Кажется, средний

Останки уважаемых людей (святых-мучеников-подвижников) хотя бы не надлежало толочь, варить или настаивать на спирту – из них присущую им лечебную благодать черпали посредством поцелуев и прикосновений. Однако тут не был о желаемой адресности : вот так вот лобызнешь, а у тебя не золотуха или лихоманка пройдут, а один только неудобьсказуемый чирей. Каннибализм с использованием останков простых людей бил прицельнее: носишь чужой зуб на шее или прикладываешь к своему – пародонтоза как ни бывало. Или та же кровь, сцеженная у преступника в процессе экзекуции, служила тонизирующим и общеукрепляющим: вот одна из причин, почему палачей презирали, боялись и считали магами – у них по сходной цене можно было купить все.

Карл II, большой ценитель и, возможно, изобретатель "королевских капель"
Карл II, большой ценитель и, возможно, изобретатель "королевских капель"

Карл II Стюарт (тот самый – обеспеченный деньгами при содействии Д’Артаньяна-и-трех-мушкетеров, папашу которого они же чуть не уволокли с эшафота) был ценителем «Королевских капель» - череп растираешь в порошок, а потом мешаешь с вином: помогало ото всего, как считалось еще во второй половине XVII -го (!) века. Но подлинным кладом, с точки зрения врачебной науки, были, конечно, мумии . Я не знаю, что продавали в советские времена под видом «мумиё» - что бы это ни было, оно передавалось из ладошки в ладошку, было завернуто в листки из школьных тетрадей, представляло собой черно-серое крохкое вещество и водилось у цыган да бабок.

Как-то так это выглядело - оказывается, оно растительного происхождения и никакого отношения к мумиям не имеет
Как-то так это выглядело - оказывается, оно растительного происхождения и никакого отношения к мумиям не имеет

До наступления исторического материализма "мумие" было совсем другим и добывалось посредством чуть не промышленной переработки древнеегипетских мумий: их ткани за тысячелетия преобразовывались в смоловидное вещество, которые очень ценилось в Европе. С крестоносцев и по середину XX -го века древних покойников из Египта экспортировали тысячами и десятками тысяч – благо страна древняя, народу там пожило много и большая часть его во благовременьи помре. При этом бальзамировали людей на нильских пажитях, нивах и в городах массово.

Это иллюстрация из книги XVII века - все тогда о мумиях в Европах знали подробно
Это иллюстрация из книги XVII века - все тогда о мумиях в Европах знали подробно

Европейцы столетиями прекрасно переваривали культурные да исторические ценности: варварский перевод мумий на снадобья начал волновать цивилизованного человека совсем недавно – лет 150 тому назад. Вы не поверите, но изрядное количество фараонов было вульгарнейшим образом съедено: знаменитый склад мумий египетских царей, созданный жрецами еще в древности, чтобы уберечь от завоевателей, нашли пастухи. Он и потом распродавали объекты складирования небольшими порциями, а как долго – поди знай. В общем, духовное родство египтян и украинских прапорщиков – вещь несомненная.

Этот господин из того самого хранилища - попал в американский музей, остался несъеденным, но, увы, безымянным
Этот господин из того самого хранилища - попал в американский музей, остался несъеденным, но, увы, безымянным

Но вернемся в Европу.
Человечину использовали в пищу не только в силу симпатической связи между органами и телесными жидкостями людей, но еще и потому, что плоть усопшего об лада ла магической силой. Особенно, если смерть была быстрой и насильственной: так запечатывалась витальная энергия. Жизнь ушла, но не вся и, как считалось, ее вполне можно было из разбитого сосуда перелить в целый – в себя, то бишь. И э то совсем не суеверия темных людей - Леонардо да Винчи был куда уж просвещеннее: «В мертвом теле сохраняется бездвижная жизнь, которая, когда она переваривается желудками живых, вновь обретает чувственное и сознательное бытие». В общем, верил энциклопедист в мертвую жизнь.

Даже универсальный человек, ренессансмэн, не может быть во всем прав - на каждое прозрение приходится по пять ошибок. Даже у Да Винчи
Даже универсальный человек, ренессансмэн, не может быть во всем прав - на каждое прозрение приходится по пять ошибок. Даже у Да Винчи

Но это было об ту пору всеобщ им убеждение м . Вот, скажем, философ Марсилио Фичино – любимец Медичи, мистик и гуманист, наставник живописцев и ваятелей, изобретатель одной из разновидностей карт Таро. Он советовал своему патрону Козимо пить кровь подростков – заряжаться жизненной энергией. А уж о людском прахе и спора не было – этим продуктом полагалось лечить все: от половой немочи до угрей и сыпи.

Недюжинный был человек Фичино, но большой путанник
Недюжинный был человек Фичино, но большой путанник

Собственно, каннибализм оправдывали тогда даже превратно толкуемой христианской традицией: «Раз кровью и плотью Христовой можно причащаться, то плотью грешника вполне можно лечиться». Порог брезгливости в Средневековье и даже столетиями позже был много ниже – жизнь человека протекала в постоянном контакте со смрадом, грязью, гнилью, нечистотами. Кого тут смутит необходимость глотать порошок из толченого черепа? Ну, разве добавляли малость шоколада – не столько замаскировать вкус, сколько сделать его тоньше. Именно так продавали «королевские капли» в аптеках Европы еще в XVIII веке – с ароматизаторами, чтоб по-богатому, как у самого Карла II . Из лекарственной крови, чтобы не испортить аппетит, готовили мармелад — не спрашивайте меня как: подробности очень малоаппетитны.

Обратите внимание: в левом нижнем углу - тот самый лекарственный мох. На портрете - врач XVII века
Обратите внимание: в левом нижнем углу - тот самый лекарственный мох. На портрете - врач XVII века

Наилучшим же лекарственным средством считался мох, который выращен на человеческом черепе – на экспорт е этого товара специализировалась Италия и почему-то Ирландия . Почему – бог весть: такое-то производить всюду можно, чай, люди мрут везде и в достаточном для выращивания мха количестве. Тем более технологии импортозамещения разрабатывались лучшими умами . Хотя мумии везли из Египта со времен крестоносцев, иногда возникали перебои в поставках – из-за крупных войн, безобразничающих пиратов, эпидемий, которые нарушали заморскую торговлю. На этот случай врач Иоанн Кредерис в XVII веке советовал: «Возьмите тело рыжеволосого человека лет 24-х, казненного или умершего насильственной смертью. Пусть ночь пролежит на лунном свете, затем умастите его мир ом и алоэ. Погрузите в спирт и дайте высохнуть на солнце, снова замочите в спирту и высушите. Вскоре оно окажется похож им на вяленое мясо и не будет иметь дурного запаха».

Это аутентичное бальзамирование, и продукт - патентованный, а не европейская подделка
Это аутентичное бальзамирование, и продукт - патентованный, а не европейская подделка

И, писал врач, если хотите быть уверены, что не обманут, покупайте тушку целиком, а не частями – жулики обязательно попытаются вам подсунуть какие-нибудь звериные мослы. А сделав запасы, можно и врачевать: жир – средство от водобоязни (бешенства), ногти и сердце – от эпилепсии. Кожей обвязывали живот беременные, чтобы смягчить родовые муки. Смешно, но массовый медицинский каннибализм не мешал европейцам презирать колонизируемых дикарей-людоедов. Объясняли это так: у туземцев возникают личные взаимоотношения со съедаемым – любовь-ненависть и тд. А цивилизованные люди не питают к мумиям никаких чувств, и человека, пусть бывшего, в них не видит – значит, нет тут греха. «Медицинский бизнес, ничего личного». И оставались людские останки с травами (вместе и порознь) главными медикаментами века эдак до XIX-го.

-15

Тут уже появились синтетические препараты, медицина стала наукой аналитической, а не только опытной. Возникло и понимание механизма развития болезней, а излечение перестало быть волшебством. Но, между прочим, табу на антропофагию до сих пор остается полуфиктивным . Во-первых, существует и процветает разнообразное ведовство со всякими там настойками на костях и травами с могилки. Во-вторых, во многих сравнительно цивилизованных странах Африки едят (не в столицах, конечно) альбиносов и пигмеев – тут, как объясняют, главное твердо знать, что жуешь ты сейчас не человека, а зверушку: «ну, сами подумайте – какой человек из этого голого коротышки-пигмея?».

Очень в Африке не любят пигмеев - вернее, любят, но лишь гастрономически
Очень в Африке не любят пигмеев - вернее, любят, но лишь гастрономически

Убедить себя в этом не так уж сложно – в бельгийских и французских зоопарках еще 100 лет назад показывали в вольерах африканцев и патагонских индейцев. Но и помимо того – мы все очень даже приемлем медицинский каннибализм. Вспомним трансплантацию, например: она-то — явно превращенная форма антропофагии. А учитывая, что забор органов осуществляется с применением методов экономического принуждения (помните молдаван, торгующих почками в Турции?) и прямого насилия (разборка сербов на запчасти в Косово) – чем современный цивилизованный человек отличается от троглодита? Наконец, те же вакцины от КОВИД – большинство их производится с применением клеточного материала абортированных эмбрионов. В общем, глядя на предков-трупоедов, мы видим в них себя – только что у нас суеверия и самооправдания другие.

Африканцы в бельгийском зоопарке
Африканцы в бельгийском зоопарке

Дочитали? С вас лайк или подписка! Спасибо