Серия приключенческих боевиков Yakuza существует уже достаточно давно – первая часть похождений Кадзумы Кирю вышла аж в далёком 2005 году и, несмотря на устоявшееся ошибочное мнение о том, что “Якудза — это японская GTA “, была похожа скорее на Shenmue нежели на самую известную франшизу Rockstar. Однако, несмотря на впечатляющий “возраст” серии, она долгое время оставалась обделённой должным вниманием, а в странах постсоветского пространства так и вовсе была практически никому неизвестна.
Впрочем, времена “забвения” давно прошли и сейчас Yakuza считается чуть ли не одной из лучших серий игр, издаваемых SEGA и успела перебраться с консолей Sony как на Xbox One и Series X/S, так и на “боярскую” платформу”. Сейчас, по сути, лучшее время для знакомства с “Якудзой”. Потому коллектив xDlate и ваш покорный слуга в частности подготовили материал, призванный помочь понять – что вообще из себя представляет Yakuza и почему стоит хотя бы ознакомиться с этой во многом специфичной, но чертовски любопытной серией японских боевиков.
Подобный Дракону
Объяснить в двух словах, что из себя представляет Yakuza очень сложно. И дело даже не в многообразии механик или смешении жанров – большая часть игр серии представляет собой экшн-адвенчуры. Их геймплей при этом разделён на несколько условных “режимов”: режим приключений, режим событий и режим битвы.
В режиме приключений вы свободно (или не очень) перемещаетесь по карте и можете общаться с населяющими различные районы Токио и Йокогамы NPC. Также вы можете выполнять их поручения (они же побочные истории), и играть во множество разнообразных мини-игр вроде дартса, гонок игрушечных машинок… Ну или попробовать себя в мини-активности нелепого подобия Carmageddon, в котором ваша цель – собрать как можно консервных банок, подбирая их с помощью своей “колесницы” и вытряхивая из бомжей-соперников.
Режим событий – основная сюжетная линия игры. Она сочетает в себе как длинные (порой очень) кат-сцены с обилием диалогов между действующими лицами, так и зрелищный мордобой с прихвостнями очередного “нехорошего человека”, или, непосредственно, с самим подлецом и негодяем, решившим встать на пути главного героя.
Ну а режим битвы — это, как раз таки, сам процесс выбивания дури из разномастных японских гопников, мафиозников или вообще мусорных пакетов на ножках. В Yakuza 0-6 боевая система представляет собой с виду незамысловатый, но, на самом деле, весьма богатый на комбо beat ’em up. В нем орудием причинения правосудия и нанесения справедливости в особо тяжкой форме являются не только кулаки протагониста (или протагонистов), но и попадающиеся под руку предметы. В качестве “ударного инструмента” можно использовать как нечто банальное, вроде брошенной врагом катаны или валяющегося под ногами кирпича, так и весьма “экстравагантные” варианты по типу: мусорного ведра, коробки с гвоздями или припаркованного в неподходящем месте мопеда. В Yakuza: Like a Dragon (она же Ryu Ga Gotoku 7 в Японии) боевая система кардинально поменялась и теперь представляет собой что-то вроде “традиционной” для JRPG пошаговой боёвки с различными способностями, профессиями и классовым оружием.
Впрочем, наиболее интересной чертой серии с точки зрения геймплея, как ни странно, является не боевая система и не разделение игрового процесса на условные режимы, а, как ни странно, мини-игры. Да, в Yakuza побочным активностям главного героя уделено гораздо больше внимания, чем во многих других проектах, относящихся к жанру экшн-адвенчур. Тут вам и уже ставшее “культовым” караоке с доставшей многих Baka Mitai (или 24-hours Cinderella, если вы эстет), и классические “сеговские” аркадные игры вроде Virtua Fighter , а также более азартные развлечения вроде покера, бильярда, маджонга и т.д. Да даже боулинг есть, на радость Роману Беллику. И, по сути, эта необязательная деталь делает игры про “Якудза” более…разнообразными. Особенно когда речь идёт об эндгейм-контенте, ведь вам всегда есть чем заняться помимо избиения подвернувшейся под руку шпаны и выполнения квестов жителей Камуро-Тё.
Игра на контрастах
Говоря о сюжетной линии и побочных историях, следует отметить, что во всех играх серии Yakuza как основной сюжет, так и разные сайд-квесты представляют собой сплошную игру на контрастах, которая, как ни странно, работает. По большей части, сюжет всех игр серии представляет из себя очень крепкую и богатую на эмоциональные моменты криминальную драму с интригами, предательством и балансировкой на грани между жизнью и смертью. Однако, то и дело, нарочито-мрачный и серьёзный настрой “перебивается” гэгами, которые могут вызвать как недоумение, так и приступ гомерического хохота от творящегося на экране абсурда. Да, вы только что чудом спаслись от толпы вооружённых до зубов бандитов и, внезапно, начинаете познавать все премудрости рынка недвижимости или занимаетесь какой-то другой, казалось бы, не совсем уместной в данный момент деятельностью.
И если на бумаге это выглядит странно, абсурдно и вообще не к месту, то на деле, переход от “смешного” к “серьёзному” или “грустному” в сюжетной линии Yakuza выстроен настолько тонко, что такие “американские горки ” даже не вызывают диссонанса. Ведь к каждому нелепому моменту есть плавная подводка, а казалось бы несущая исключительно юмористический характер сцена в результате может вылиться в нечто мрачное и печальное, как это, скажем, было с поиском работы в первых главах Yakuza: Like a Dragon.
Сайд-квесты игр серии достойны отдельного упоминания, ведь они, без преувеличения, являются шедевром. Среди “побочек” встречается целая масса действительно стоящих, пусть и занимающих от силы минут 15 квестов, которые могут быть как абсурдными и меметичными (скажем, как квест с “великовозрастными ” младенцам в Yakuza Kiwami 2 и Yakuza: Like a Dragon), так и достаточно душевными. Даже банальное поручение вроде “принеси-подай ” может привести к неожиданной развязке, в результате чего главной наградой за выполнение просьб NPC является не какой-то лут, опыт или что-то в этом духе, а сама история, заложенная в это поручение. Например, вашему покорному слуге ну очень понравилась банальная, но, в то же время, душевная и эмоциональная “побочка” из Yakuza: Like a Dragon, в которой Ичибану нужно сводить случайно встреченную им знакомую из прошлого на своеобразное свидание, финал которого пусть и угадывается легко, но от того не становится менее трогательным.
Впрочем, какой бы хорошей ни была история – она всё равно может пройти мимо игрока из-за языкового барьера, ведь не каждый геймер знает английский. И, казалось бы, это достаточно серьёзная проблема, ведь из всей серии официальной локализации на русский язык удостоилась только Yakuza:Like a Dragon, но, на самом деле все вполне хорошо и удобно. Да, в 7 основных играх ( Yakuza 0-6) нет русского языка, а фанатский перевод Yakuza 0 и Yakuza Kiwami в завершённом виде стоит ожидать “когда-то в будущем “. Но, в то же время, для того, чтобы понять большую часть тех тонн текста, которые на игрока вываливают персонажи, достаточно школьного уровня владения языком. Серьезные трудности могут возникнуть разве что с японскими терминами, периодически проскальзывающими в диалогах, но это не критично.
С чего начать знакомство с серией?
Одной из главных причин низкой популярности серии Yakuza долгое время являлся весьма ограниченный список платформ, на которые выходили основные части франшизы. Изначально, серия Yakuza была эксклюзивом консолей Sony. Да даже не играющие сколь бы то ни было важной роли спин-оффы вроде Dead Souls, Kurohyou и Kenzan! оставались в заложниках у этого издателя и его платформ. Впрочем, к счастью или нет, но эксклюзивность серии канула в лету. Сначала Yakuza 0 и ремейки первых двух частей (Kiwami 1 и Kiwami 2), а затем и новенькая Like a Dragon постепенно мигрировали как на консоли от Microsoft, так и на персональные компьютеры. Позднее, чтобы дать всем фанатам “не из синего лагеря” возможность закрыть свой внутренний гештальт и собственными глазами увидеть финал истории Кирю, до “ящиков” и “пекарен” также добрались ремастеры Yakuza 3-5 и Yakuza 6: The Song of Life, завершающая сагу Дракона Додзимы.
Однако, при виде всего этого “изобилия” возникают вопросы: “Как в это играть? С чего начинать знакомство с серией? “. С одной стороны, ответ кажется очевидным – с ремейка Yakuza 1, получившего название Yakuza Kiwami. И, как ни странно, это неправильный ответ, ведь хоть Кивами и не является прямо таки плохой частью серии, но она запросто может отпугнуть неподготовленного геймера, ибо история первой части в наши дни смотрится как-то блекло и банально. Лучшим вариантом для того чтобы “вкатиться” в серию является Yakuza 0 (которой на нашем сайте даже посвящена отдельная статья ). Эта игра не только позволяет нормально познакомиться с двумя наиболее важными для серии персонажами – Кадзумой Кирю и Горо Мадзимой – но и достаточно сбалансирована как в сюжетном плане, так и по части геймплея. Да и побочные истории тут одни из лучших в серии, надо отметить.
Также, для знакомства с серией может подойти и Yakuza: L hike a Dragon , ведь, несмотря на то, что она, номинально, является седьмой частью серии, она практически полностью обособлена от предыдущих частей. К тому же, благодаря наличию русской локализации (притом весьма неплохой), “Подобного Дракону” можно назвать лучшим вариантом для тех геймеров, которые с английским знакомы на уважительное “вы”. Да и с “железной” точки зрения она гораздо свежее других частей серии…
Подводя итоги всему вышесказанному, не будет лишним отметить, что сейчас наиболее удачное время для знакомства с серией, ведь её значимые части теперь доступны на всех основных платформах (кроме, разве что, Nintendo Switch). Благодаря этому теперь поиграть в Якудзу может любой желающий. На платформах PC, Xbox One и Series X/S так и вовсе можно попробовать окунуться в разборки японских гангстеров в рамках подписки Xbox GamePass, в которую входят все части серии, доступные на данных платформах.
Впрочем, вникать или нет во все эти сюжетные перипетии и хитросплетения истории бывшего японского мафиози – исключительно ваше личное дело. Вы всегда можете поделиться своей точкой зрения в комментариях, заодно указав на возможные ошибки или неточности, допущенные в данном материале.