Прогремевший в конце 70-х фильм «Место встречи изменить нельзя» по книге братьев Вайнеров «Эра милосердия» как будто был обречен появиться. Интерес к экранизации книги проявили сразу несколько режиссеров. Фильм мог снимать и Вилен Новак, и Алексей Баталов, и Сергей Колосов, но в результате несколько противоречивой истории постановкой стал заниматься Станислав Говорухин.
Обида авторов
Насколько мне известно, братья Вайнеры согласились с кандидатурой Говорухина потому, что тот обещал не менять в литературной основе фильма ни строчки. Однако перенести книгу на экран полностью не было никакой возможности. В итоге сюжетная канва истории, а также образы главных героев были довольно значительно изменены.
Говорят, что когда Вайнеры предъявили претензии режиссеру, Говорухин ответил, что вы еще книгу напишите, а мой фильм просто положат на полку и его никто не увидит.
Так или иначе, но на почве серьезной обиды Вайнеры даже потребовали удалить свои имена из титров. Однако прошло какое-то время, и по их же просьбе имена вернулись на свое место. Успех ленты оказался важнее.
Общий сюжет
Главное, что изменилось в фильме, — это начало всей истории и ее финал, хотя Говорухин и пытался выполнить обещание. В частности, материал был отснят на семь серий, но все кадры, не вошедшие в кино, в итоге были уничтожены.
К примеру, фильм должен был, как и книга, начинаться с истории боевого офицера Шарапова, который управлял на фронте штрафной ротой, неоднократно пересекал линию фронта и проявлял настоящий героизм.
Именно оттуда началась его дружба с Левченко.
Актер Конкин на опытного фронтовика не тянул, и эта история оказалась изменена. Да и Варя, девушка Шарапова, должна была погибнуть в конце фильма. Но вот тут уже «вины» Говорухина нет. Погибнуть героине не дали киноначальники.
Различия в персонажах
Жеглов в книге — это высокий и сильный молодой мужчина, которому всего двадцать шесть лет. То есть никак не Высоцкий. Шарапов же, наоборот, бесстрашный и опытный боевой офицер-фронтовик. И если первое пошло фильму только на пользу, то второе — во вред.
Актерский масштаб Высоцкого и Конкина были несопоставимы.
Где-то промелькнуло, что сам Говорухин жалел, что слишком поздно понял, кто мог сыграть Шарапова так, чтобы герой не терялся на фоне Жеглова, — Леонид Филатов. Вот такой фильм я бы пересматривал не раз.
Разница в истории
На съемочной площадке было много импровизаций. К примеру, был придуман эпизод с фотографией на двери в подсобке. Да и ссора, причиной которой стало убийство Жегловым Левченко, в книге прописана по-другому.
В первоисточнике Шарапов разрывает отношения с Жегловым. В киноленте это как-то замято.
Кстати, в фильме занято множество родных и друзей съемочной группы. А в одной из сцен снялась и дочь одного из Вайнеров. Буду рад, если вы ответите, в какой именно.
Спасибо за прочтение.
Если статья оказалась для вас интересной, делитесь ей с друзьями и подписывайтесь на канал. Ведь тогда вы не сможете пропустить новые выпуски. Удачи друзья!
Стоит обратить внимание:
✔ Почему обаятельный Прыгунов не хотел играть героя из фильма «Сердце Бонивура»
✔ Знай наших: пять отечественных актеров, которые известны в Голливуде