Не очень уверен, что атеистического содержания заметка появится в средствах массовой информации, но свобода печати и совести вселяет надежду.
Импортированное из Византии на Русь киевской княгиней Ольгой православие прочно закрепилось в качестве официальной идеологии, которая сопровождалась повсюду и инакомыслием. В странах Западной Европы инквизицией было физически уничтожено более тридцати тысяч невинных душ за уклонение от исполнения требований католической церкви. В России печально известно гонение на староверов, скрывающихся в таежной глуши, занимающихся самосожжением вместе с храмами и паствой, инициированное патриархом Никоном с благословения царя Алексея Михайловича.
Триста лет тому назад Петр I упразднил патриаршество в России, усмотрев в церкви, как «государстве в государстве» серьезное препятствие проводимым в стране кардинальным реформам. Институт патриаршества уже через год после Октябрьской революции восстанавливается новой властью. Немало было и перегибов в борьбе с верующими со стороны советской инквизиции, вплоть до разрушения храмов, ссылки и расстрелов церковнослужителей. Одновременно широко развернуты антирелигиозная научная пропаганда и атеистическое воспитание населения по линии общества «Знание», реже на предприятиях и в жилищных конторах.
Религиозное мировоззрение в разных формах (христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм) существует в общественном сознании два тысячелетия, естественно, возникает вопрос, в чем причина такого удивительного долголетия? Основной ответ заключается в страхе людей перед неизбежной смертью, отсюда молитвенные обращения к богу продлить «путь к последнему приюту» единственная надежда верующих в силу мифического господа. Страх перед концом земного существования является вечным спутником каждого человека, поэтому не искоренимым будет и преклонение перед богом с просьбами устранить болезни и причины ухода из жизни, с немалыми воздаяниями церковникам в знак благодарности за их труды.
В последние три десятилетия в связи с реставрацией рыночных капиталистических отношений религиозное мировоззрение набирает невиданную силу, получает распространение в ранее недоступных для него общественных организациях. В программу школьного обучения начинает вводиться курс богословия, внедрить его в высшие учебные заведения пока не планируется в связи с явно атеистическим настроением студентов и преподавателей. Зато открыт путь для религиозного одурманивания военнослужащих, для чего учреждается штатная единица священнослужителя, в царские времена обязательная в войсках и на флоте. Полностью забыто сейчас слово «атеизм», воспринимаемое как нечто непристойное, чуждое современному гражданину.
Знамением нового времени является повсеместное строительство церковных храмов, разнообразивших ландшафт крупных городов и мелких поселений. Волна лихорадочного насыщения жизненной территории религиозными зданиями докатилась и до г.Кировска Ленинградской области. Рядом с неказистым церковным сооружением, около автостанции, о модернизации которого заговорили еще десятка два лет назад, появился величественный храм, достойный места и в губернском городе. Слов нет, он представляет собой замечательное детище в стиле древнерусского церковного зодчества, является архитектурным украшением города.
Рядовому обывателю внушается, что воскрешение старых и строительство новых церквей осуществляются на народные средства, во что верится с трудом, учитывая огромную стоимость и полупустые кошельки не очень- то богатых прихожан. Не исключено, что, вопреки закону об отделении церкви от государства, последнее не участвует в финансировании строительства храмов.
По меньшей мере, два грустных, если не сказать покруче, свидетельства близорукости «красуются» на кировской земле. Первый памятник головотяпству демонстрируют заброшенные более десяти лет назад очистные сооружения близ Дубровского железобетонного завода. В землю здесь вколочены немалые деньги, если судить по уже осуществленной части проекта. Однако, грустить не надо, можно подождать, пока замечательный город Кировск «не всплывет как тритон», в дерьмо по пояс погружен. Другой памятник близорукости смотрится на недостроенных зданиях городской больницы, разворованных дачниками до состояния выбитых окон и дверей, где «гуляет лишь ветер», да фантазия поэта. К больничному комплексу была подведена трехкилометровая теплотрасса из двух линий труб, покрытых теплоизоляцией и оцинкованным железом, на сегодня во многих местах нещадно ободранных.
В старые «добрые» времена деяния такого масштаба причислялись к злостному вредительству, виновных называли «врагами народа» со всеми наказуемыми последствиями. Власть сменилась, с прежнего руководства взятки гладки, а современному не до того, чтобы исправлять просчеты и ошибки прошлого. Одним словом, «Россия – щедрая душа», и когда она сама будет богатой и будет ли вообще, одному богу известно, которого можно испросить в новом храме.